logo search
book_hr

Жан Мелье

Жан Мелье (1664 — 1725) — сельский священник из Шампани, умер за 60 лет до начала Великой французской революции, однако активно участвовал в ней своим знаменитым трудом «Завещание». Жизнь Мелье была в общем-то тихой и не особо примечательной, но книге его была предназначена великая судьба. Во Франции XVIII в. не было, пожалуй, такого произведения, в котором бы столь ярко описывалась безысходность положения крестьянства, угнетаемого дворянством и духовенством. Социальную несправедливость Мелье связывал с частной собственностью, к уничтожению которой он призывал в своем «Завещании». Идеал Мелье — порядки коммунистической деревенской общины.

<…>Первым злом является огромное неравенство (dispropor­tion) между различными состояниями и положениями людей; одни как бы рождены только для того, чтобы деспотически властвовать над другими и вечно пользоваться всеми удовольствиями жизни; другие, наоборот, словно родились только для того, чтобы быть нищими, несчастными и презренными рабами и всю свою жизнь изнывать под гнетом нужды и тяжелого труда <…> [15. С. 154].

Все люди равны от природы. Они все в равной степени имеют право жить и ступать по земле, в равной степени имеют право на свою естественную свободу и свою долю в земных благах, все должны заниматься полезным трудом, чтобы иметь необходимое и полезное для жизни <…> Общество не может быть благоустроенным и, даже будучи благоустроенным, не может сохранять добрый порядок без наличия некоторой зависимости и подчинения, для блага человеческого общества безусловно необходимо, чтобы была между людьми некоторая зависимость и некоторое подчинение одних другим. Но вместе с тем эта зависимость и это подчинение одних другим должны быть справедливы и соразмерны, то есть они не должны допускать чрезмерного возвышения одних и чрезмерного принижения других, гордыни одних и попирания других, предоставления слишком многого одним и лишения всего других [15. С. 155].

С критикой социальных отношений в феодальном обществе у Мелье непосредственно связана критика его политической формы — абсолютизма. Его идеал — не улучшение феодально-абсо­лю­тистских порядков, а их полное искоренение. Идеальное общество Мелье — это совокупность общин-приходов. Некоторая тенденция к грубой уравнительности сближает идеал Мелье с учениями «еретического коммунизма» средних веков. Однако Мелье чуждо отрицательное отношение средневековых коммунистических сект к политической власти. Из его высказываний видно, что в обществе существует необходимая социальная иерархия, не возвышающая, однако, одних и не уничтожающая других. Во главе общины должны быть умные и опытные члены, которые избираются народом. Именно тогда мир, доброжелательные отношения друг к другу и справедливость воцарятся на земле как истинные источники счастья. Создавая новый социальный идеал, Мелье намечает и пути его достижения.

<…>Поймите же, дорогие народы, что заблуждения и суеверия вашей религии и тирания ваших царей и всех тех, кто управляет вами под сенью их власти, являются роковой и проклятой причиной всех ваших зол, тягостей, тревог и бедствий. Вы будете счастливее, если вы избавитесь от того и другого нестерпимого ярма — от гнета суеверия и от гнета тирании — и будете управляться только добросовестными и мудрыми управителями. А поэтому если у вас мужественное сердце и если вы желаете освободиться от ваших зол, то стряхните с себя окончательно иго тех, которые вас угнетают, стряхните с себя по дружному соглашению иго тирании и суеверия, с общего согласия отвергните всех ваших священников, всех ваших монахов и всех ваших тиранов, с тем чтобы поставить на их место добросовестных, умных и дальновидных управителей, способных мирно управлять вами, способных добросовестно отправлять правосудие над всеми вами, одинаково и неусыпно блюсти общественное достояние и спокойствие людей, которым вы пожелаете безоговорочно и добросовестно повиноваться. Ваше благополучие находится в ваших руках, ваше освобождение будет зависеть только от вас, если вы сумеете все столковаться друг с другом. У вас есть все необходимые средства и силы, чтобы освободиться и превратить в рабов самих своих тиранов, ибо ваши тираны, какими могущественными и страшными они ни представляются, не могут иметь никакой власти над вами без вас самих: все их величие, все их богатство, все их силы и все их могущество — только от вас [15. С. 358 — 359].