logo search
book_hr

Морелли

Морелли — французский писатель, один из ранних провозвестников утопического коммунизма. Как это ни парадоксально, мы почти ничего не знаем о нем. Возможно даже, что «Морелли» — это чей-то псевдоним. Самое значительное произведение Морелли — «Кодекс природы», вышедший в Амстердаме в 1775 г. В нем автор в довольно развернутом виде излагает свои философские и социальные идеи, раскрывает структуру коммунистического общества в собственном представлении.

«Кодекс природы» — самый яркий и последовательный образец «рационалистического социализма», для которого характерно противопоставление разумного порядка неразумному. Существующий общественный строй, по мнению Морелли, неразумен, он плод человеческого невежества и ошибок. Для перехода к разумному строю необходимо, чтобы свет разума рассеял тьму неведения, т.е. нужно открыть истину и распространить ее среди людей, и она не может не победить. Эту истину Морелли видел в том, что равенство потребностей и разнообразие способностей должны будут закреплять общественный дух, солидарность в человечестве. Первое подсказало идею равенства прав, второе укрепляло сознание пользы объединения усилий. Чтобы ничто не смущало этой солидарности, природа дала человечеству в неделимое общее владение землю, плодами которой все имеют равное право пользоваться.

Мир — это стол, на котором достаточно пищи для всех сотрапезников, и она принадлежит либо всем, потому что все голодны, либо лишь некоторым, потому что остальные уже насытились. Никто поэтому не является неограниченным хозяином мира и не имеет права притязать на это [16. С. 75].

Я думаю, что никто не станет спорить против очевидности следующего положения: там, где не было бы никакой собственности, не могло бы существовать ни одного из пагубных последствий [16. С. 81].

Одна из главных идей Морелли состояла в том, чтобы показать и доказать людям, что они забыли старинные законы родственной привязанности и любви. Только просвещенное разумное законодательство способно возвратить человечество к «золотому веку», утраченному вследствие распространения частной собственности.

<…>Всякая нация обязана своим происхождением одной или нескольким семьям… она должна была, по крайней мере в течение некоторого времени, сохранять форму патриархального правления и повиноваться только законам, диктуемым чувством любви и нежности, которое поощряется и поддерживается среди братьев и родственников примером главы семьи. Под господством этой мягкой власти все имущество в семье было общее: себе самой эта власть ничего не присваивала в собственность [16. С. 115].

Всякий раздел имущества, равный или не равный, всякая частная собственность на эти доли представляют собою во всяком обществе то, что Гораций называет summi materia male («зла исток величайший»). Все политические и моральные явления суть следствия этой гибельной причины [16. С. 121].

По мнению Морелли, уничтожить в корне все пороки и несчастья в обществе можно путем разработки «основных священных» законов.

Первый из них отменяет частную собственность.

Второй — обеспечивает гражданину «право на существование». Каждый гражданин будет получать от общества содержание и занятие. В этой связи интересно понимание Морелли политической свободы, трактуемой гораздо шире абстрактно представляемых политических прав.

Истинная политическая свобода человека состоит в беспрепятственном и безбоязненном пользовании всем, что может удовлетворить его естественные и, следовательно, законные желания [16. С. 134].

Третий закон связан со вторым, он дополняет права обязанностями граждан перед обществом, главная из которых — труд на благо общества, измеряемый силами, талантом и возрастом. Для предупреждения всякой тирании в области правления Морелли предлагает следующее.

I

Каждый отец семейства, достигший пятидесятилетнего возраста, будет сенатором. Ему будет принадлежать совещательный и решающий голос в издании и разъяснении целей законов, хранителем коих будет сенат.

II

Мнения других глав семейств или старшин профессиональных корпораций будут запрашиваемы, когда дело будет идти о регулировании того, что касается их занятий.

III

В каждой трибе19 каждая семья поочередно дает трибе начальника, который будет им в течение всей своей жизни.

IV

Каждый начальник трибы поочередно в течение одного года исполняет обязанность начальника города [16. С. 224].

А вот как выглядят некоторые законы об управлении.

X

Всем сенаторам, политическим начальникам, начальникам мастерских, ремесленным мастерам будут оказывать такой же почет и повиновение в их общей службе отечеству, каким отцы семейств пользуются со стороны своих детей.

XI

Формула всякого общественного приказа будет: «Разум требует, закон приказывает».

XII

Все эти законы об управлении, как законы ОСНОВНЫЕ, будут почитаться священными и нерушимыми. Они не будут подлежать ни изменению, ни отмене с чьей бы то ни было стороны, под страхом и т. д. [16. С. 232].

Возникающая в обществе суверенная власть, кому бы она ни была вверена, всегда остается властью, созданной соединенной волей граждан во имя общего блага. Суверен заключает с обществом договор, в силу которого граждане отказываются от части своих естественных прав и обязуются подчиняться приказаниям суверена.

Рассматривая в «Государе» относительную ценность различных форм правления, Морелли приходит к выводу, что теоретически наиболее приемлема для человечества власть самого народа. Но демократия не обладает гармонией, необходимой для прочности власти, и потому при ее практическом применении скоро вырождается.

По Морелли, идеал власти — власть абсолютного государя, заботящегося о благе своих подданных и обожаемого ими. Именно таков просвещенный монарх — организатор и руководитель коммунистического государства, изображенный Морелли в идеальном обществе, описанном в «Бразилиаде». Для Морелли, кстати, политическое устройство не имеет существенного значения, ибо монархия никогда не выродится в тиранию, если в обществе не будет частной собственности.