logo search

Атрибуты государственности

Создание нового государства шло параллельно созданию но- вой государственной идеологии. Иван III добавил к своему титу- лу «великий князь» сначала слово «государь» (что по поняти- ям того времени означало «хозяин», «господин»), а затем «всея Руси» (претендуя, таким образом, на все русские земли, како- му бы князю они ни принадлежали). Титулование московского князя стало предметом жарких дипломатических споров. Вели- кий князь литовский, например, упорно отказывался признать новый титул, прекрасно понимая скрытую в нем политическую программу.

110

Иван III свободно распоряжался своим престолом. После смерти своего старшего сына Ивана он решил передать престол не второму своему сыну Василию, а внуку (сыну Ивана Ивано- вича) Дмитрию. Венчание на царство Дмитрия-внука впервые сопровождалось пышным церковным обрядом. В сопровождении

митрополита Иван ИГ в соборе торжественно возложил на пре- емника шапку Мономаха, напоминая ему о происхождении и вы- соком положении русских князей, а митрополит совершил бла- гословение и молебен за нового князя. Венчание на царство сына Ивана IV (1547) закрепило этот обряд.

Специально для обоснования царского происхождения рус- ских князей была разработана новая генеалогия. Она выводила родоначальника русских князей Рюрика от римского императора Августа. Согласно этой официально признанной версии Рюрик являлся потомком в четырнадцатом колене Пруса (личность вы- думанная) — родственника императора Августа, который при разделе своей империи отдал Прусу земли, получившие от име- ни его название «Пруссия».

Активно утверждалась и идея о божественном происхожде- нии власти князя. Большую роль в разработке идей новой го- сударственности сыграли выходцы из Византии, приехавшие в Москву вместе с Софьей. В Московском Кремле при дворе ве- ликого князя вводится пышный, сложный и строгий церемониал по образцам византийского двора.