logo search

О древних славянах

Предки славян, так называемые праславяне, принадлежали к народам индоевропейской общности. Из этой общности посте- пенно выделялись родственные племена, близкие по языку, хозяйственной деятельности и культуре. Приблизительно во II тыс. до н. э. из индоевропейской общности выделились и сла- вянские племена.

Ученые спорят о возможных прародинах славян:

48

• в «Повести временных лет» говорится о дунайской праро- дине славян: «Сели славяне по Дунаю, где теперь земля Вен- герская и Болгарская. От тех славян разошлись славяне по земле и прозвались именами своими от мест, на которых сели. Так же пришли славяне на реку Днепр и назвались полянами. А другие древлянами, потому что жили в лесах, а иные дрего- вичами, иные полочанами. Славяне же, которые поселились у озера Ильмень, прозвались своим именем — словене. И по- строили они город, и назвали его Новгород. А другие славяне Назвались северянами. И так разошелся по земле язык славян- ский».

Много споров возникает и о названии славян русами.

Первые сведения о русах находят в византийских источниках в связи с их набегами на Константинополь. В 860 г. столица Византии подверглась внезапному нападению языческого наро- да пришедшего из Скифии, т. е. от северных берегов Черного миря. Этот народ назывался русь, или рось.

Одни ученые считают, что русы — одно из славянских пле- мен, название которого произошло от реки Рось — прито- ка Днепра. Затем этот этноним перешел на всех восточных славян. Другие высказывают мысль о том, что русы — не славянское Племя. Некоторые древние авторы разделяют славян и русов. <<Повесть временных лет» называет одно из племен варягов русью, и новгородцев, призвавших варягов-русь, «суть от рода варяжского».

Историки относят обособление восточного славянства от еди- ной славянской общности к VI в. н. э. Накануне образования Древнерусского государства в VIII в. восточнославянские племе- на занимали обширную территорию. Соседями восточных славян и VIII—IX вв. на западе были балтийские славяне, западные сла- вяне (поляки, словаки, чехи), а также венгры; на юге — хазары, с конца IX в. — печенеги; на востоке — государство Волжская Болгария и угрофинские племена (мордва, марийцы, мурома, меря).

Хозяйственная деятельность восточных славян основывалась на земледелии, оседлом скотоводстве, охоте, рыболовстве, борт- ничестве (сборе меда диких пчел). Из зерновых культур выра- щивались рожь, пшеница, ячмень, просо, из огородных — репа, свекла, редька, капуста.

49

Системы земледелия были тесно связаны с природно-кли- матическими условиями. На Севере существовала подсечная система земледелия. В первый год деревья подрубали. На второй

год высохший лес сжигали и, используя золу как удобрение, сеяли зерно. Через 2—3 года земля истощалась, приходилось переходить на новый участок. На Юге господствовала перелож- ная система земледелия: свободные участки просто засевались. Когда через несколько лет земля истощалась, переходили на но- вые участки.

Разложение родового строя у восточных славян характеризо- валось выделением внутри племен больших патриархальных семей, которые вели совместное хозяйство.

При этом леса, пастбища, охотничьи угодья оставались объ- ектами общего пользования, а освоенные участки пахоты, орудия труда, рабочий скот постепенно приобретали хозяев в лице отдельных семей. Часто три-пять домохозяев селились в общих поселках, где за высокой деревянной оградой стояли бревенчатые жилища.

К У1—VII вв. у восточных славян формирующиеся хозяйст- венные системы территориально-племенных земледельческих общин складываются в полугосударственные объединения пе- реходного типа, и кровнородственные отношения заменяются территориальными, политическими и военными связями. Объе- диняющим фактором было и сходство направлений социально- экономического развития восточнославянских племен.

Летопись называет полтора десятка племен, но правильнее было бы назвать эти объединения племенными союзами. Эти союзы включали в себя 120—150 отдельных племен. Каждое племя состояло из большого количества родов.

В VIII—IX вв. у славян преобладала в основном уже сосед- ская община. Низкая производительность хозяйства требовала коллективного труда, а трудности освоения новых земель — контроля над их справедливым распределением. Поэтому общи- на — мир, вервь — приобрела важную роль в хозяйственной жизни древних славян. Соседская община просуществовала в России вплоть до XX в. и оказала влияние на многие исто- рические процессы.

Община на Руси представляла собой замкнутую социальную систему, призванную организовать все виды жизнедеятельности

Разложение первобытного строя сопровождалось появлением частной собственности, имущественного неравенства.

50

человека — трудовую, обрядовую, культурную. Будучи много- функциональной, она опиралась на принципы коллективизма и уравнительности, являлась коллективным собственником зем- ли и угодий. Свою внутреннюю жизнь она организовывала на основе прямой демократии — выборности, коллективном при- нятии решений и т. д. Община перераспределяла земельные наделы, решала налогово-финансовые вопросы, связанные с об- ложением податями и их распределением, судебные споры, рас- следовала преступления и осуществляла наказание за них.

Ппявление излишков влекло за собой имущественное рас- слоение внутри общины. Из общины выделяется родовая знать (лучшие мужи», «нарочитые люди»), имеющая преимущества Перед остальными при распределении земель, военной добычи или замещении важных постов жрецов и вождей. Во главе племен и племенных союзов стояли еще избираемые князья. Об- щинная демократия была достаточно сильна, так как община со- стояла из свободных общинников. Важнейшие вопросы реша- лись на общинных сходах — вече.

Существовало общеплеменное ополчение — полк, тысяча. Возникает также особая военная организация — дружина. Она делилась на старшую и младшую. Дружинники и князь собира- ли дань с покоренных иноплеменников. Соплеменники данью еще не облагаются. Однако, обогащаясь в результате дележа во- енной добычи, родовая знать все больше отрывалась от общины.

На рубеже VIII—IX вв. сложилось около полутора десятков племенных союзов — военных объединений. Определились ус- ловия для формирования государства как продукта внутренне- го развития.

Государство — продукт сложного и длительного развития по- литической и социально-экономической структуры общества и не может быть привнесено извне и организовано одним че- ловеком или группой лиц, даже очень талантливых и мудрых.