logo search

Вера на Руси

Верили славяне в добрых и злых духов, духов лесов, рек, жи- лищ. Позднее сложился языческий пантеон богов. Главными богами были:

Князь Владимир Святославич предпринял попытку реформи- ровать язычество и создать из множества языческих божеств в разных концах государства единый пантеон. В Киеве были по- ставлены статуи этих богов: верховного божества Перуна, Даждьбога, Хороса, Симаргла, Стрибога, Мокоши. Состоялись жертвоприношения, в том числе и человеческие. Однако попыт- ка объединить различные верования и божества и превратить язычество в государственную религию была неудачна. Язычест- во регулировало отношения человека с природой, но не чело- Века с властью, и поэтому начало утрачивать свою привлека- тельность.

В целях укрепления своей власти Владимир в 988—989 гг. провел вторую религиозную реформу.

Перед этим русские посольства посетили разные государства и Познакомились с различными вероисповеданиями: иудейством и Хазарии, мусульманством в Волжской Болгарии, католичест- ком у немцев и православием в Византии. Рассказ летописи и посольствах, видимо, легендарен, но, несомненно, русские Лили знакомы с основными религиозными культами своих сосе- ди в качестве новой государственной религии было избрано Православие.

57

До сих пор нет единого мнения историков в вопросе о том, как когда и откуда Русь приняла христианство. Христиане на Руси были и раньше, хотя годом крещения считается 988 г., когда Владимир в Киеве приказал убрать старых богов и зало- ми I. Десятинную церковь. В летописях содержится три версии о крещении самого Владимира. По одной из них, после осады

греческого города Корсуни Владимир потребовал у византийских императоров их сестру Анну себе в жены. Однако христиане Анна не захотела идти за язычника, Владимир согласился кре- ститься, и был крещен в Корсуни. По другим версиям, место крещения Владимира названы Киев и село Васильеве Само рус ское христианство сохранило в себе влияние не только визан- тийское, но и некоторых других вариантов христианства.

Принятие христианства, усилившее великокняжескую власть, способствовало развитию государственности, феодальной идео- логии, культуры. Княжеская власть обретала божественное про- исхождение. Христианская мораль семьи создавала условия для поддержания общественного мира, покорности народа. Феодаль- ная собственность и подчиненность властям освещалась цер- ковью. Тесно связанная с государством церковь все более ста- новилась важным элементом политической системы.

Во главе православной церкви стоял митрополит, перво- начально назначавшийся из Византии. Князь Ярослав Мудрый способствовал избранию первого митрополита из русских. На, соборе церковных деятелей митрополитом был избран Иларион. Все население страны было обязано платить в пользу церкви налог — десятину (десятую часть своих доходов).

Законодательная система Древнерусского государства

Формированию государственности в Киевской Руси сопутст- вовало становление и развитие законодательной системы. Ис- ходным ее источником являлись обычаи, традиции, мнения, сон хранившиеся со времен первобытности.

Среди наиболее известных ранних памятников русского права:

• Закон русский (видимо, свод устных норм обычного права);

Наиболее крупным памятником, подлинным сводом древне- русского права, широко отразившим особенности политического

Принятие христианства способствовало укреплению власти князя, созданию церковной организации, развитию церковно- го просвещения и культуры на Руси.

58

И социально-экономического строя Древнерусского государства, Является Русская Правда. Поражающий высоким уровнем за- конотворчества, развитой для своего времени правовой культу- рой, этот документ действовал до XV в. и состоял из:

Первоначальный текст Русской Правды не сохранился, и до нас дошло более ста списков этого документа, включающего три осовные редакции; Краткую, Пространную и Сокращенную.

Краткая редакция (Краткая Правда), подготовленная не позд- нее 1054 г., представляет собой древнейшую редакцию и состо- ит изПравды Ярослава, Правды Ярославичей, Покона вирного, Урока мостников.

С именем Владимира Мономаха связана Пространная редак- ции, возникшая не ранее 1113 г. и включившая Суд Ярослава и Устав Владимира Мономаха.

11среработанная Пространная Правда в середине XV в. по- мушла наименование Сокращенной редакции.

Закон предусматривал неравноправие людей, относящихся К разным социальным группам (дружинники, феодалы, сельские Общинники, челядь).

Определенные юридические привилегии предусматривались и для таких групп населения, как князья, бояре, княжьи мужи, княжеские тиуны, огнищане (управляющие вотчиной) и т. п. За убийство представителя привилегированного слоя устанавлива- лась и более высокая уголовная ответственность.

К юридически и экономически независимым категориям от- носились посадские люди (термин появился позже) и смерды- общинники, которые платили налоги и несли определенные по-

винности в пользу государства. Так, свободный смерд-общинник

имел право завещать имущество своим детям, но землю — толь- ко сыновьям. При отсутствии наследников собственность посту- пала и в общинное владение. Смерд обладал также юридическим Правом на защиту своей личности и имущества и нес опреде- ленную ответственность за совершенные преступления или проступки.

59

Наряду со свободными смердами Русская Правда упоминает зависимых людей — закупов, рядовичей и др., обладавших своим хозяйством, но попавших по тем или иным причинам в частичную зависимость от феодала и работавших на вотчинных землях. Так, в Пространной Правде содержится Устав о закупах. Закуп -человек, взявший у феодала какую-либо ценную «купу» (заем) в виде земли или денег, зерна или скота и пр. При этом объем долговой отработки определял сам кредитор. Зачастую закуп рабо- тал на феодала лишь за проценты, а взятую в свое время «купу» следовало вернуть полностью. Определенный предел этой кабаль- ной зависимости был положен Владимиром Мономахом.

После восстания 1113 г. устанавливаются пределы допусти- мых размеров процентов за «купу». Этим законом охранялась личность и имущество закупа. Однако за преступление закуп мог быть обращен в холопа (раба). Подобная участь его ожи- дала и в случае неуплаты долга или побега. Так была открыта страница закабаления, постепенного закрепощения бывших сво- бодных общинников.

Полный холоп, или «невольничья челядь», не обладал ника- кой собственностью: все, чем он пользовался, принадлежало господину. Между тем жизнь холопов, составляющих особый обслуживающий персонал княжеского или боярского двора (слу- ги, воспитатели детей, ремесленники и др.), защищалась более высокими наказаниями.

Русская Правда вносила определенную регламентацию в ис- точники холопства. Среди них — самопродажа в рабство одна- го человека или всей семьи, женитьба на рабе или рождение от раба, утеря статуса свободного человека при поступлении в ус- лужение без специальной оговорки, совершение тяжкого прес- тупления, бегство закупа от господина и др.

И все же для Древнерусского государства закрепощение кре- стьян, прикрепление их к земле и феодалу пока не было ха- рактерно.

Весьма дифференцировалась вира (штраф) за убийство или нанесение увечий. Ее размер зависел от категории пострадавше- го. 80 гривен (гривна — единица денежного счета, соответст- вовавшая 50 г серебра) за «лучших людей», 40 — за простого свободного человека, 20 — за нанесение тяжких увечий и т. д. При этом вира поступала в казну, а пострадавший получал денежное вознаграждение. Жизнь -зависимых людей ценилась низко: 12 или даже 5 гривен, что и вирой не считалось.

60

При Ярославе Мудром в его «Церковный устав» был введен законодательный акт, регулировавший взаимоотношения княже- ской власти и церкви, а также права в области суда, сбора дани и пр. В начале XI в. им утверждается Русская Правда. Самого князя называли царем. Легенда повествует, что митрополит

Неофит, вручая греческие дары Константина Мономаха, деда ве- ликого князя, венчал Ярослава Мудрого в Киевском соборном храме имперским венцом, назвав царем русским.

Сыновья Ярослава Мудрого в XI в. существенно дополнили и изменили текст Русской Правды, создав так называемую Правду Ярославичей. В Правде Ярославичей нашло отражение устройство вотчины как формы земельной собственности и организации производства. Ее.центр составляли хоромы князя или боярина, дома его приближенных. В статьях упоминаются клети, конюшни, хлева, пашни, луга, орудия труда земледельца и охотника, скотный двор и т. д. Управлял вотчиной огнищанин (княжеский дворецкий). Княжий подъездной занимался сбором налогов. Работой крестьян руководили ратайные (пашенные) и сельские старосты. В вотчине, организованной по принципу самообеспеченности, применялся и труд ремесленников. Есть упоминаниеи о торге (рынке), и о купеческой торговле.

«Ряд Ярославов» не прекратил княжеских усобиц. Одной из причин были городские общины, достаточно сильные, чтобы вли- ять на выбор князя. Так, в 1068 г., когда братья Ярославичи —

Изяслав, Святослав и Всеволод — потерпели поражение от по- ловцев, народное вече потребовало от князей выдать оружие для защиты города. Князья отказали, и вече избрало князем киев- ским их пленника — полоцкого князя Всеслава. Великий князь Изяслав бежал в Польшу и только с помощью поляков смог вер- ну п. себе киевский стол.

В 1097 г. в Любече князья собрались на съезд, желая пре- кратить междоусобицы и принять меры к охране русской зем- ли от набегов половцев. Вводились новые правила организации власти на Руси. Каждый князь «держал отчину свою». Однако юн принцип не стал непреложным законом, усобицы продол- жались.

61

Князь Владимир Мономах, выделяясь государственностью ума, силой воли и энергичной деятельностью, провел крупную переработку Русской Правды. Были внесены дополнения и из- менения, в частности, ограничивавшие произвол ростовщи- ков, определены три случая обращения бедняка в холопа, вво- пимись меры по охране имущественных прав купечества. Ранее

отмечалось, что им был введен Устав о закупах, регламентиро- вавший кабально долговые и заемные отношения, отчасти ог- раждавший личные и имущественные интересы закупов, не -сколько снижены проценты, взимаемые ростовщиками с бедных горожан и пр.

Владимир Мономах остался в исторической памяти как та- лантливый правитель государства, все силы положивший на укрепление страны, сохранение ее единства. При нем возрос международный авторитет Руси. Сам князь был внуком визан- тийского императора Константина Мономаха. Легенда связала с его именем появление на Руси шапки Мономаха как символа царской власти. Владимиру Мономаху удавалось удерживать под своей властью всю Русскую землю. Последним князем, при котором единство Руси еще держалось, был его сын Мстислав Владимирович (1125—1132). После смерти Мстислава Киевская Русь окончательно распалась на независимые княжества, и нач чался период раздробленности Русского государства.