logo search
Ответы по истории

Реформа образования

Низкий уровень образования населения препятствовал развитию страны. Это требовало реформы системы образования. В 1864 г. были утверждены Положение о народных начальных училищах и Устав гимназий и прогимназий. Начальное образование осуществляли государственные, церковно-приходские, земские школы. Срок обучения составлял 1 - 3 года. Преемственности между начальными училищами и гимназиями не было.

В городах создавались четырехклассные прогимназии и семиклассные гимназии. Гимназии делились на классические (преимущественно гуманитарные) и реальные, уделявшие большее внимание естественным наукам. В 1871 г. реальные гимназии были преобразованы в реальные училища с сокращенным курсом древних языков.

Перейти в результате реформы школы к бессословному образованию не удалось. Большинство детей из низших слоев общества не посещали школу, так как начальное образование оставалось платным. Классическая гимназия была доступна лишь высшим слоям общества, преимущественно дворянству.

Важной частью реформы образования стала университетская реформа, осуществленная уже в 1863 г. Университеты получили автономию, выйдя из-под власти попечителей учебных округов. Ректора избирал университетский совет. Полиция потеряла право вступать на территорию университета. Были расширены университетские программы, возросло число кафедр. Министерство просвещения сохранило право назначать и увольнять преподавателей, утверждать университетские инструкции и правила.