logo
Ответы по истории

Продолжение политики десталинизации и ее противоречия

После крушения антипартийной группы и особенно после ХХII съезда КПСС (1961 г.) усилилась критика культа личности. Гроб с телом И. В. Сталина вынесли из Мавзолея и захоронили у Кремлевской стены.

В печати появились сведения о репрессиях против военачальников и партийных деятелей. Были реабилитированы репрессированные писатели: И. Бабель, Б. Пильняк и др. Вновь стали издавать С. Есенина, А. Ахматову, М. Зощенко. В трилогии К. Симонова "Живые и мертвые" откровенно говорилось о поражениях 1941 г.

В 1957 г. в Москве прошел Всемирный фестиваль молодежи и студентов. Советские граждане впервые получили возможность неформально общаться с иностранцами.

Атмосфера духовного освобождения породила необычайную популярность поэзии. Многотысячные аудитории собирались слушать стихи в Политехническом музее и на площади В. Маяковского. Особенно популярны были Е. Евтушенко, Р. Рождественский, А. Вознесенский, Б. Окуджава, Б. Ахмадулина. Нередко читались и стихи авторов, которых не публиковали в СССР.

Десталинизация оставалась непоследовательной. В 1957 г. писателя В. Дудинцева обвинили в "нигилистическом перечеркивании советской действительности" в романе "Не хлебом единым". В 1958 г. было отменено постановление ЦК "Об опере "Великая дружба" В. Мурадели", осуждавшее творчество Д. Шостаковича, А. Хачатуряна, Н. Мясковского и других композиторов. Но постановление "О журналах "Звезда" и "Ленинград"" и другие постановления 1946 г. в сфере культуры остались в силе.

В 1958 г. Б. Пастернак, опубликовавший на Западе роман "Доктор Живаго", подвергся травле, был исключен из Союза писателей. Ему угрожали выслать из СССР. Б. Пастернаку пришлось отказаться от Нобелевской премии по литературе.

С 1957 г. начались встречи партийного руководства с интеллигенцией, на которых Н. С. Хрущев в оскорбительной форме "разносил" непонравившиеся ему произведения литературы и искусства. В 1962 г. на выставке в Манеже он обрушился на творческую манеру художников Р. Фалька, Э. Неизвестного и др. Художники не подверглись репрессиям, но их произведениям был закрыт путь в музеи и на выставки.

В 1962 г. А. Т. Твардовский, получив поддержку Н. С. Хрущева, опубликовал в "Новом мире" повесть А. И. Солженицына "Один день Ивана Денисовича". Но другие произведения на эту тему, например, "Колымские рассказы" В. Т. Шаламова или мемуары Е. С. Гинзбург "Крутой маршрут" не смогли пробиться в печать.