logo
Ответы по истории

Княжение Андрея Боголюбского. Особенности политической жизни Северо-Восточной Руси

Наследником Юрия на Северо-Востоке стал его сын Андрей Боголюбский. Он вернулся в Суздаль еще при жизни отца, стремясь избежать постоянных на Юге усобиц. Андрей взял с собой икону Богоматери, написанную, по преданию, евангелистом Лукой. Впоследствии эта икона (Богоматерь Владимирская) стала важнейшей религиозной святыней Московской Руси. Андрей перенес столицу из Суздаля во Владимир. В старых городах – Ростове и Суздале – власть князя ограничивало вече, а в молодом "пригороде" Владимире веча первоначально не было. Резиденцией Андрея стал замок Боголюбово неподалеку от Владимира, по которому князя прозвали Боголюбским.

Стремясь укрепить свою власть, Андрей изгнал из Суздальской земли старших дружинников своего отца и стал опираться на лично преданную ему младшую дружину. Это привело к значительным переменам во взаимоотношениях князя и дружины. Если в Киевской Руси князь советовался с дружиной, старался ей угодить, то бояре Северо-Востока, получавшие от князя свои земельные владения, гораздо больше зависели от князя. Так было положено начало процессу становления княжеского единовластия.

При Андрее Владимиро-Суздальское княжество стало сильнейшим на Руси. Андрей самовластно распоряжался не только на Северо-Востоке, но и в Киевской земле. Так, в 1169 г. он взял Киев штурмом, разгромил его и посадил на киевский престол своего младшего брата, а сам остался во Владимире. Это свидетельствовало о падении роли Киева среди русских городов. Позднее Андрей передал Киев смоленским князьям. Пытаясь окончательно подорвать первенствующую роль Киева, Андрей пытался учредить во Владимире отдельную митрополию, но не добился согласия константинопольского патриарха.