logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

Схизмы на Украине

После встречи М. С. Горбачева с Папой Иоанном Павлом II (1.12.1989) вышла из подполья Греко-Католи­ческая (униатская) Церковь на Украине (Док. 282 и 340), со времен псевдособора 1946 года (Док. 160) существовав­шая в катакомбах. Дело осложняется тем обстоятельством, что позиции Церквей на востоке и западе Украины, как и вообще менталитет и национальные особенности восточ­ных и западных украинцев, резко отличаются. Галиция, Волынь, Закарпатье, которые вошли в состав СССР лишь в 1939 году и затем после конца немецкой оккупации в 1944 году, тяготеют к западному католическому миру. Однако в центральных областях и на востоке Украины, в землях, отвоеванных у Польши (начиная с 1772 г.), наблюдается скорее антизападная ориентация.

С 1990 года началась борьба униатов за возвращение им храмов, отошедших в 1946 году к Московской Патриархии, национализированных или просто закрытых. Дело часто доходило до насильственных действий, до стычек между православными и униатами. Много патри­арших храмов, бывших до 1946 года униатскими, было отнято у православных, а православные священники изгнаны. В результате таких действий был крайне затруднен диалог между Римско-Католической Церковью и Московским Патриархатом, так как четырехсторонние переговоры (русские православные, украинские православ­ные, представители Ватикана, униаты) о мирном разре­шении конфликта не увенчались успехом. Возмущение православных росло по мере того, как в Галиции, то есть в Львовской, Ивано-Франковской и Тернопольской епар­хиях, а также в Закарпатье униаты захватывали все больше храмов, а в распоряжении православных их почти не оставалось. Яркий тому пример – Львов, где резиденция епископа и собор св. Георгия (до 1946 года резиденция и кафедральный собор главы Греко-Католиче­ской Церкви) снова стали административным и духовным центром Греко-Католической Церкви.

Новая церковная политика государства способствовала также возрождению другой Церкви – Украинской Авто­кефальной Православной, запрещенной, как и униатская Церковь, после прихода Красной Армии на Украину в 1944 году из-за ее будто бы- сотрудничества с немцами. Автокефалисты обосновались в эмиграции в Америке, где находилась и резиденция главы этой Церкви, умершего в 1992 году митрополита Мстислава (Скрипника). Уже в октябре 1989 года епископ Иоанн (Бондарчук, род. 1929 г.) Житомирский и Овручский объявил о своем выходе из епископата Московской Патриархии и о восстановлении Украинской Автокефальной Православной Церкви (Док. 346). Свобода вероисповедания дала возможность тем православным украинцам, которые были недовольны русо­фильским и лояльным по отношению к советской власти курсом Украинского Экзархата РПЦ, объединиться в независимую Украинскую Православную Церковь. Как Греко-Католическая, так и Автокефальная Православная Церкви имеют свою базу на западе Украины, но сторонников Автокефальной Церкви можно встретить в большом числе и на востоке Украины.

Когда стало ясно, что количество патриарших приходов в Западной Украине сокращается, тревожными темпами и повсюду создаются новые униатские или автокефальные православные приходы, РПЦ решила предоставить Укра­инскому Экзархату РПЦ статус независимой – "автоном­ной" – Церкви в рамках Московского Патриархата. Архиерейский Собор РПЦ принял соответствующее реше­ние 25–27 октября 1990 года (Док. 338). Это означало, что автономная Украинская Православная Церковь (УПЦ) остается частью РПЦ, но имеет административную неза­висимость: рукоположение епископов, перевод их на новую кафедру и многое другое решается Украинской Церковью самостоятельно – при одновременном подчинении Москов­ской Патриархии. Разрешение Матери-Церкви требуется лишь при утверждении Митрополита Киевского и всея Украины. Кроме того, Московская Патриархия наделяет автономную Украинскую Церковь святым миром. Первый предстоятель этой Церкви был назначен из Москвы без одобрения украинских епископов: бывший Экзарх, митро­полит Филарет (Денисенко), давший, как тогда казалось, твердую гарантию того, что УПЦ останется в кильватере Москвы.

После распада СССР и провозглашения независимости Украины глава УПЦ митрополит Киевский и всея Украины Филарет призвал украинский Архиерейский Собор (1–3 ноября 1991 г.) выступить за полную автокефалию УПЦ, что было единогласно принято украинскими епископами. Изменение курса митрополита Филарета от ориентации на Москву к полному отделению Украинской Церкви от Русской впоследствии объяснялось непомерным честолюби­ем этого человека: он, видимо, рассчитывал стать преем­ником Патриарха Пимена – однако выборы Патриарха 1990 года, проведенные согласно церковным канонам, показали, насколько непопулярен митрополит Филарет. Не став Патриархом Московским и всея Руси, он, вероятно, пожелал стать Патриархом Киевским и всея Украины – но это могло сбыться только при условии получения автокефалии УПЦ.

Филарет высказал просьбу украинского Архиерейского Собора об автокефалии УПЦ на Архиерейском Соборе РПЦ в Москве в мае 1992 года. Сотни верующих, организовавших демонстрацию против митрополита Фила­рета в Даниловом монастыре, отклики в печати и протесты некоторых украинских епископов против его грубейших ошибок в управлении Украинской Цековью, против его сотрудничества с КГБ, против расточительства церковных денег и немонашеского образа жизни послужили для Архиерейского Собора поводом связать вопрос об украин­ской автокефалии с личностью митрополита. Под влиянием такого рода разоблачений большинство украинских епи­скопов вместе со всеми епископами Собора проголосовало против выделения УПЦ в автокефалию по каноническим причинам. Сверх того, члены собора призвали митрополита Филарета дать публичное обещание оставить должность главы УПЦ на украинском Архиерейском Соборе, что он и сделал. Собор решил, что вопрос об украинской автокефалии будет рассмотрен Поместным Собором в Москве в 1995 году.

Вернувшись в Киев, митрополит Филарет заявил, однако, что свое обещание Московскому Архиерейскому Собору он дал под давлением и что он и не думает об уходе. Тогда Архиерейский Собор УПЦ (27.5.1992), собравшийся без митрополита Филарета, сместил его с должности и объявил, с согласия Патриарха Московского, о назначении главой УПЦ митрополита Ростовского и Новочеркасского Владимира (Сабодана). Священный Синод РПЦ лишил Филарета всех степеней священства. После этого монах Филарет (Денисенко) вошел в контакт с Украинской Автокефальной Церковью, которую он называл раньше фашистской и схизматической организацией. Так называемый Всеукраинский Православный Собор (25,6.1992) заявил об объединении сторонников бывшего митрополита Филарета и Автокефальной Церкви и о создании Украинской Православной Церкви – Киевского Патриархата (Док. 337).

Заместителем Патриарха Автокефальной Церкви (УАПЦ) Мстислава (Скрыпника, 1896–1992), жившего в Америке, избран был бывший митрополит Филарет (Де­нисенко). Архиерейский Собор новой Церкви "УПЦ – Киевский Патриархат", состоявший сначала из четырех епископов Автокефальной Церкви (УАПЦ) совместно с двумя епископами УПЦ Московского Патриархата, после­довавшими за бывшим митрополитом Филаретом, лишил Патриарха Мстислава (Скрыпника) права управлять Цер­ковью, оставив его только формально патриархом.

После этих событий некоторые епископы, которые не хотели оставаться епископами под руководством лишенного сана Филарета (Денисенко), покинули "УПЦ – Киевский Патриархат" и создали вновь "Украинскую Автокефальную Православную Церковь" (УАПЦ). Обе эти новые Церкви схизматические и не имеют канонической основы. "УПЦ – Киевский Патриархат" и "Украинская Автокефальная Православная Церковь" осенью 1993 года избрали патри­архов – этим, однако, не меняется неканонический характер этих Церквей.

На Украине в целом у УПЦ Московского Патриархата осталось самое большое число приходов: 5600 общин в центре, на юге и на востоке Украины; у УПЦ Киевского Патриархата в центре и на западе Украины 1800 общин; приходы УАПЦ, в количестве 800, концентрируются на западе Украины. 2500 общин Греко-Католической (униат­ской) "Украинской Католической Церкви" создано, прежде всего, в Галиции и в Закарпатье13.

Православные христиане на Украине, в сущности, не желают ни неканонических Церквей, ни схизматических патриархов. Возможно, что неканонические Церкви вер­нутся в каноническую УПЦ, находящуюся в юрисдикции Русской Православной Церкви, если Московский Патриар­хат даст бывшему Украинскому Экзархату полную свободу – автокефальность – и вместе с ней право канонически избирать украинского Патриарха.

Возможно, все эти события не имели бы большого значения, если бы за бывшим митрополитом Филаретом не. .стоял президент Украины Леонид Кравчук, который предоставил ему охрану, состоящую из чернорубашечни­ков, и всевозможные официальные полномочия – без них Филарет уже давно не имел бы никакого влияния. Президент Кравчук назвал его церковным представителем украинского движения за независимость, мучеником и украинским патриотом, в то время как епископы, жела­ющие канонического и мирного выделения УПЦ из РПЦ, представляются Кравчуком и Филаретом как предатели и противники украинского суверенитета и сторонники нового порабощения Украины Россией.