logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

161 "Дурной глаз" [антирелигиозный фельетон] (18.12.1953)

Не так давно на Горьковском заводе фрезерных станков случилось необыкновенное происшествие. Дружили, дружили две девушки, а потом одна взяла да и "сглазила" другую.

...Началось с того, что Катя Прокофьева ...повздорила с Галиной.

– Если не перестанешь за моим Витькой ухлестывать, я тебе отомщу, – сказала Галина.

Вскоре Катя почувствовала себя плохо...

– Сглаз на почве ревности, – моментально установили диагноз тетушки, собравшиеся в комнате.

Попытались снять с больной злые чары с помощью святой иконы и венчального платья. Это никаких результатов не дало. И тогда кто-то сбегал за Галиной.

– Отколдовывай Катьку! – набросились на девушку старухи. Галя перепугалась не на шутку:

– Да что вы! Я и колдовать не умею. Не я туг виновница. Но ей никто не поверил. Решили не отпускать "ведьму"

домой, пока она не снимет свой сглаз... На шум явился мили­ционер Стремов.

– Что тут происходит? – строго спросил он.

Воспользовавшись замешательством, Галина выскочила в дверь и была такова...

– Никуда она от меня не скроется, – решительно сказал Стремов...

Вскоре он, действительно, привел назад дрожащую от страха Галину.

– Граждане к вам претензии предъявляют, – сказал ей Стремов. – Давайте, отколдовывайте. А то пройдемте в отде­ление...

На другой день к больной пришли врачи, определили бо­лезнь, и теперь Катя ходит на процедуры в поликлинику. Но дед Ерофей... придерживается особого мнения:

– Поликлиники против нечистой силы бессильны. От сглазу может помочь только святое озеро Светлояр.

Что это за "святое" озеро? Бывшая монашка, ныне мужняя жена Анфиса, разъясняет:

– В котором году то было, не нам знать, наступали орды басурманские. Поля повытоптали, девушек в полон побрали, над церковью православною надругаться хотели. Но не дал им гос­подь веру святую на поруганье. Храм божий на глазах басурман­ских в землю ушел, и поверх него озеро разлилось. Светлояром его люди называют. Иди, сударик, к Светлояр-озеру, оползи вокруг него на коленях три раза. Если имя господа в мысли держать будешь, то услышишь в ушах-перезвон колокольный и откроется тебе среди глубин озерных храм божий. В миг этот все твои желания и исполнятся.

О "чудодейственных" свойствах озера Светлояр знают не только сторож Ерофей и бывшая монашка Анфиса. Об этом говорят и в областном управлении культуры, и в отделении Общества по распространению политических и научных знаний, и в обкоме комсомола.

В летнее время у озера Светлояр собираются паломники даже из других областей. Не раз комсомольские активисты видели на берегу озера людей, ползущих на карачках. Прошлым летом вокруг озера ползали школьницы, решившие таким путем обес­печить себе успешную сдачу экзаменов. Нельзя сказать, что общественные организации не задумывались над тем, как за­крыть "святые места". Как-то было решено устраивать на берегу массовки. Сюда привезли палатки, буфеты и другие торговые точки. Потом кто-то смекнул, что это является не чем иным, как кооперативным обслуживанием сборищ фанатиков...

Но "святое" озеро – еще не все. В Горьковской области есть . еще и "святой" колодец, "исцеляющий болящих", перезванива­ются колокола церквей, работают старообрядческие кельи, мо­лельные дома евангельских христиан-баптистов, адвентистов седьмого дня и других религиозных сект...

Я побывал в Семеновском районе, от которого пресловутое "святое" озеро Светлояр совсем недалеко...

А райкому есть прямой повод быть начеку. В районе много старообрядческих келий, работает православная церковь...

Православная церковь находится в селе Святицы Сутырского сельсовета. Священник местного прихода Полуэктов призван сеять дурман среди жителей села, клуб и сельские активисты – нести свет и просвещение. И если первый со своими обя­занностями справляется отлично, то вторые – плохо. Нет-нет да поползут по селу "святые" письма, возвещающие о скором пришествии Христа на землю, или в день престольного празд­ника девочка пойдет не в школу, а в церковь. Поп и крестит детей, и венчает новобрачных. Церковь стоит, как новенькая, а клуб... не имеет своего постоянного угла...

У священника – церковный староста и совет церкви, а активисты клуба – раз, два и обчелся. В церкви приличный хор, а в клубе, кроме поломанной гитары, нет музыкальных инстру­ментов...

Священник Полуэктов раз, а то и два раза на неделе, произносит проповеди своей пастве, а пропагандисты за по­следнее время не прочитали в селе ни одной лекции на анти­религиозные темы...

В этом году, например, в Ветлужском районе было отпраз­дновано шестьдесят шесть престольных праздников. Весной многие колхозники бросили лесозаготовки и разбежались праз­дновать масленицу. Аккуратно празднуют "престолы" и жители Святиц, а вместе с ними – и молодежь. И не потому, что она верит в бога, а потому, что заняться-то больше нечем и негде...

Вот уже который год бюро Горьковского обкома не обсуж­дает ни одного вопроса, связанного с состоянием антирелиги­озной пропаганды. Секретарь обкома ВЛКСМ Михаил Зимин считает, что это не вызывается необходимостью. А может быть, все-таки есть такая необходимость? Может быть, действительно найдется повод собраться комсомольским руководителям да пригласить товарищей из областного управления культуры и отделения Общества по распространению политических и науч­ных знаний и сообща подумать, почему все еще в области функционируют "святые" места, отчего молодежь верит в пред­рассудки и почему вольготно живется церковникам и сектан­там?