logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

97 Послание Временного Высшего Церковного Совета (ввцс) ко всем верным чадам Святой Православной Церкви (22.12.1925)

...Верующие пастыри и пасомые в самом начале революции собрались на церковный Собор в 1917 году с тем, чтобы упорядочить жизнь церковную. С той же целью они возглавили Русскую Церковь Святейшим Патриархом Тихоном.

Но суетны сынове человечестии, и деяние их оказалось не концом, а лишь началом болезни. Патриарх Тихон был человек и, как человек не мог не ошибаться, особенно среди бурного течения революции. Естественно было искать исправления ошибок.

Но исправление оказалось хуже самих ошибок. За исправ­ление взялись люди с нечистыми руками и с нечистым сердцем и повели Церковь по строптивым, нечистым путям, чем оттол­кнули от себя и своего дела верующий народ и вынудили Патриарха Тихона взять в свои руки кормило церковного прав­ления. Непосильные труды и чрезмерная ответственность исто­щили жизненные силы Святейшего Патриарха и преждевременно свели его в могилу. Чувствуя приближение кончины и предвидя невозможность канонического избрания себе преем­ника, Патриарх Тихон назначил Местоблюстителями Патриар­шей кафедры митрополитов: Казанского Кирилла [Смирнова], Ярославского Агафангела [Преображенского] и Крутицкого Пет­ра [Полянского]. Собрание православных епископов, участво­вавших в погребении почившего Первосвятителя, за отсутстви­ем двух первых, вручило права Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Крутицкому Петру.

Но не угодно было Господу успехом благословить труды сего святителя. За время правления его нестроения и бедствия Святой Церкви лишь усилились. Лишенная на пути своих испы­таний руководства Святейшего Патриарха Тихона, неправимая Соборне, ведомая лишь личной волей митрополита Петра, она как бы вернулась к самым темным временам своего бытия. Вся воля Святой Церкви как бы затмилась единой человеческой волей. Наша Православная Святая Соборная и Апостольская Церковь, имея Главой Своей Господа нашего Иисуса Христа и ведомая благодатию Духа Святого, не может, по самой природе

Своей, заблуждаться или соделывать грех, уча верных чад своих послушанию и повиновению власти не за страх, а за совесть. Святая Церковь органически, по самой вечной цели .своей, чужда и далека сует какой бы то ни было земной политики.

Ввиду сего мы, находящиеся в Москве епископы Российской Православной Церкви, собравшись с разрешения Правительст­ва СССР в Донском монастыре 9 (22) декабря 1925 года, помолившись у гроба Святейшего Патриарха Тихона и обсудив положение церковных дел, решили избрать Временный Высший Церковный Совет для ведения текущих дел Русской Православ­ной Церкви и для подготовки канонически правильного Собора, полномочного управителя и устроителя ее, не позже лета 1926 года.

При этом мы твердо решили не входить ни в какие общения и отношения с обновленцами и обновленчеством во всех его видах, каковы так называемая синодальная Церковь, антониновщина, самосвятчина и т. п., и крепко стоять на основе слова Божия и священных канонов Святой Православной Церкви.

Вместе с тем, мы считаем своим долгом засвидетельство­вать нашу совершенную законопослушность предержащей вла­сти Правительства СССР и веру в его добрую волю, в чистоту его намерений в служении благу народа. Взаимно мы просим верить нашей лояльности и готовности служить на благо того же народа в меру наших сил, разумения и возможности...

Архиепископ Григорий [Яцковский] Екатеринбургский и Ирбитский; смиренный Борис [Рукин], епископ Можайский, вика­рий Московский; Виссарион [Зорин], епископ Ульяновский; епископ Усть-Медведицкий Тихон [Русинов], управляющий Царицынской епархией; архиепископ Константин [Булычев],.Вла­димир [Соколовский-Автономов], архиепископ Екатеринославский и Новомосковский; Иннокентий [Бусыгин], епископ Каменский; Симеон [Михайлов], епископ Чебоксарский, управ­ляющий Вятской епархией; Ириной [Шульмин], епископ Елабужский; Митрофан [Русинов], епископ Уразовский; смиренный Митрофан [Симашкевич], митрополит Донской; Мелхиседек [Паевский], епископ Минский, митрополит Белорусский81.