logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

152 Резолюция по вопросу "Экуменическое движение и Православная Церковь" (17.7.1948)

Мы пришли к полному и согласному пониманию, что в настоящий период времени на Православную Церковь направ­лено влияние инославия, по меньшей мере, с двух сторон.

С одной стороны, возглавление Римско-Католической Церк­ви в лице папства, как бы потеряв чувство спасительной веры в неодолимость Церкви Христовой вратами адовыми и в забо­тах о сохранении своего земного авторитета идя по пути ис­пользования политических связей с сильными мира сего, пыта­ется соблазнить Православную Церковь на соглашение с ним. К этой последней цели папство стремится посредством созда­ния разного рода униональных, по направлению, организаций.

С другой стороны, протестантство, во всем его многообра­зии и раздробленности на секты и толки, изуверившись в вечности и незыблемости христианских идеалов, в своем гор­деливом презрении апостольских и древнеотеческих установле­ний, стремится выйти на путь противостояния римскому папиз­му. Протестантство ищет союзника для этой борьбы в лице Православной Церкви,, чтобы приобрести для себя значение влиятельной международной силы.

И здесь Православию предстоит еще больший соблазн – уклониться от искания Царства Божия и вступить на чуждое его целям политическое поприще. Такова практическая задача эку­менического движения на сегодня.

Вместе с собственно Православием тому же влиянию под­вергаются и Армяно-Грегорианская, Сиро-Яковитская, Абиссин­ская, Коптская и Сиро-Халдейская не римско-католические Церкви, а также и старокатолическая церковь, столь родствен­ные Православию.

Принимая во внимание, что

а) целеустремления экуменического движения, выразившие­ся в образовании "Всемирного Совета Церквей" с последующей задачей организации "Экуменической церкви", в современном нам плане, не соответствуют идеалу христианства и задачам Церкви Христовой, как их понимает Православная Церковь;

б) направление своих усилий в русло социальной и полити­ческой жизни и к созданию "Экуменической церкви", как меж­дународной влиятельной силы, есть как бы падение пред иску­шением, отвергнутым Христом в пустыне, и уклонение Церкви на путь уловления душ человеческих во мрежи Христовы и нехристианскими средствами;

373 в) экуменическое движение, в современном плане работы "Всемирного Совета Церквей", не в пользу Церкви Христовой и слишком преждевременно отвергло уверенность в возможности воссоединения Единой, Святой, Соборной и Апостольской Цер­кви; преобладающий протестантский состав Эдинбургской кон­ференции 1937 года, потерпев ли неудачу или только в пред­видении ее, поспешил покончить с попытками к благодатному воссоединению Церквей; в целях самосохранения протестан­тизм пошел по пути меньшего сопротивления, по пути отвле­ченного унионизма на социально-экономической и даже пол­итической почве. Это движение и дальнейший план своей работы построило на теории создания нового внешнего аппа­рата "Экуменической Церкви" как учреждения в Государстве, так или иначе с ним связанного и обладающего мирским влиянием;

г) в течение всех истекших десяти лет (с 1937 по 1948 г.) идея воссоединения Церквей на догматической и вероучитель-ной почве документально больше уже не обсуждается – ей дано второстепенное педагогическое значение для будущего поколе­ния. Таким образом, современное нам экуменическое движение не обеспечивает дела воссоединения Церквей благодатными путями и средствами;

д) снижение требований к условию единения до одного лишь признания Иисуса Христа нашим Господом умаляет христиан­ское вероучение до той лишь веры, которая по слову Апостола, доступна и бесам (Иак. 2, 19; Мф. 8, 29; Мк. 5, 7). - и констатируя такое современное положение, наше Совещание Предстоятелей и Представителей Православных автокефальных Церквей, молитвенно призвав содействие Святого Духа, опре­делило: Сообщить "Всемирному Совету Церквей", в ответ на полученное всеми нами приглашение к участию в Амстердам­ской Ассамблее в качестве членов ее, что все Православные Поместные Церкви, участники настоящего Совещания, принуж­дены отказаться от участия в экуменическом движении, в со­временном его плане.