logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

245 "Грядет день..." – о положении Русской Православной Церкви при Горбачеве. Кирилл Головин (ноябрь 1986)

...Как известно, в стране для празднования тысячелетия были образованы две комиссии: при патриархии и идеологическом отделе ЦК. Первая для – торжеств, вторая – для их всемерного умаления и ограничения. На подмогу привлечены созданные при райкомах и главных идеологических учреждениях так называе­мые комиссии по контрпропаганде, одна из задач которых – борьба с религией в местном масштабе... К юбилею усилился выпуск атеистических брошюр и книжонок для массовых библи­отек... Где же открываются храмы? Вдоль китайской границы, где требуется сохранить русское присутствие и не озлоблять население; в бывшей Пруссии, где до сих пор – хотя немцев давно нет –не было ни одной православной церкви; в некоторых станицах и глухих селах, где после долгих хлопот отворяют изредка снова церкви, закрытые при Хрущеве. Но что значат эти новые 33 храма по сравнению с почти 10 000 закрытыми в те времена!

...Положение самой Православной Церкви не столь радужно, как его порой видят заезжие гости, попавшие на благолепную службу в переполненный столичный храм. По словам самих священников, народу, по сравнению с предыдущим десятилети­ем, в храмах поубавилось из-за происходящей смены поколений. На место вымирающего поколения приходит сформировавшееся в 1930-е годы, когда не то что жить по-христиански, но и произносить имя Христово было крайне опасно из-за разгула самого оголтелого ^теизма...

С отливом населения из деревень православие в самой России – так некогда было в позднем Риме – постепенно превращается в преимущественно городскую религию с некото­рыми специфическими особенностями. Многие священники, скажем. Курской, Рязанской или Калининской областей живут даже не в областных центрах, а в самой Москве, выезжая из нее только на свою череду. Легко представить, как такой "команди­рованный" батюшка связан со своей паствой и как печется о ней. Начал, увы, исчезать тип сельского пастыря, живущего с народом и в народе, на смену ему приходит горожанин, видящий в деревне место ссылки или временную остановку. Народ это хорошо чувствует и отвечает отчуждением...

Все последние годы Церковь душили, прежде всего, ее собственными руками. Что архиереи назначаются по согласо­ванию с атеистическим Комитетом по делам церкви155, стало считаться нормой, но теперь уполномоченный следит даже за тем, чтобы и в число семинаристов не попали интеллигенты, могущие своими хорошими знаниями укрепить Церковь. Парток­ратии нужна не только покорная, но и невежественная Церковь, отчего обучение будущих священников обременяется не очень нужными им предметами и отсутствуют любые формы повыше­ния их квалификации. Церковь противится этому, но, увы, без твердости и решительности...

МС. 13.3.1987. № 7/87