logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

217 Архиепископ Питирим (Нечаев) о Церкви в ссср (16.7.1974)

...Недавно гражданин Лукьяненко из села Зачуновка на Украине обратился в местный совет с жалобой на то, что пред­седатель колхоза исключил его, так как он является членом религиозной общины. Однако Конституция СССР гарантирует каждому советскому гражданину право на свободу религиозных культовых действий, а также каждому гражданину предоставля­ется право быть верующим или быть вне религии. Нарушение законных прав верующих подлежит уголовно-правовому пре­следованию.

Конец вышеизложенной истории очевиден: уличенные в на­рушении закона были привлечены к ответственности, а Лукья­ненко восстановлен на работе.

В связи с этим я спросил архиепископа Питирима:

Известны ли Вам, как служителю Церкви, другие наруше­ния гарантированных Конституцией прав верующих? И что Вы скажете по поводу приведенного примера?

– До сих пор мне не приходилось сталкиваться с подобными случаями. Но я знаю, что если бы права верующих были ущемлены, допустим, служащими административного учрежде­ния, то каждая жалоба была бы добросовестно расследована, как это и доказывает случай с Лукьяненко.

Советское законодательство, касающееся религиозных прав верующих, – совершенно новая область юстиции, тезисы кото­рой постоянно проверяются практикой жизни. Что нам, советским гражданам, кажется само собой разумеющимся, за границей вызывает сомнения и странные вопросы.

Видимо, существуют причины для таких вопросов?

– Я пришел к убеждению, что непонимание положения | Церкви в СССР вызвано шаблонным мышлением. На Западе к Церковь является – как формально, так и с точки зрения закона частью государственной жизни и деятельности. Еще в Древ-• ней Риме и особенно в средневековье Церковь всегда была кищем для социально непривилегированных слоев, служила ^Посредником при решении внутренних и международных конфликтов, брала на себя ношу социальной помощи и медицинско­го обеспечения народа. Некоторые из этих традиционных фун­кций Церковь выполняет и сегодня. Благотворительной деятель­ностью занималась и Русская Православная Церковь до социалистической революции 1917 года. Сейчас всеми этими задачами в Советском Союзе занимается государство.

Церковь в нашей стране отделена от государства. В том обстоятельстве, что религиозные объединения освобождены от сбора подаяний на содержание медицинских и других благо­творительных организаций, я не вижу никакого нарушения прав Церкви.

Говорю как епископ и богослов: с отделением Церкви от государства религиозные общины утратили лишь изначала не­свойственные им функции социального учреждения.

Церковь в Советском Союзе больше не занимается препо­даванием Закона Божия для несовершеннолетних, потому что религиозное наставление несовершеннолетних детей способст­вует возникновению предрассудков и даже содержит в себе элементы духовного и нравственного насилия совести. Конечно, родителям не возбраняется воспитывать детей в религиозном духе. Молодой человек, став совершеннолетним, сам сможет решить: хочет он присоединиться к религиозной общине или нет. Вера, как с точки зрения Церкви, так и с точки зрения советского закона, является личным делом каждого отдельного гражданина.

Пытается ли государство удерживать своих граждан от поступления в духовные заведения?

– Советское государство уклоняется от любого админист­ративного вмешательства во внутренние дела Церкви. Я сам поступил в духовное учебное заведение после того, как про­учился три года в техническом институте и – Вы мне можете поверить – эта перемена прошла для меня без всяких препят­ствий.

Ни одно из ограничений, содержащихся в советских законах, не урезает свободы отправления религиозных культов или пра­ва религиозных общин издавать книги, журналы и учебники религиозного содержания. В наших семинариях и духовных академиях еще никогда не было государственной инспекции.

Каждое нарушение религиозных чувств верующих или любое ограничение в отправлении религиозного культа карается со­ветским законом.

Но почему в СССР запрещена деятельность некоторых сект?

– Ни конфессии, ни секты не запрещены в Советском Союзе. Однако законом и верующим, и неверующим воспреща­ется совершать поступки, которые могут иметь впоследствии нарушение здоровья или благополучия граждан, которые могут причинить физическую или моральную травму. Поэтому запре­щены все жестокие, унаследованные из старой России риты, возникшие на почве религиозного фанатизма. Такое запреще­ние соответствует нормам гуманности. В большинстве стран мира сегодня существуют такие законы.

Влияет ли вероисповедание на правоспособность граж­дан?

– Конечно, нет! В СССР всем гражданам, независимо от их вероисповедания, гарантируются все права. Вот пример моей семьи. Я родился в 1926 г. в семье священника. Несмотря на то что мои братья и сестры принадлежат Русской Православной Церкви, у них была неограниченная возможность получить вы­сшее образование. Мой старший брат стал инженером и строил первые высотные здания в Москве. Мой второй брат стал начальником планового отдела в Министерстве путей сообще­ния СССР. Они оба получили высокое профессиональное при­знание.

Принадлежность к религиозной общине никак не влияет, говоря юридическим языком, на правоспособность или дееспо­собность гражданина, на всю область его политических, эконо­мических и гражданских личных и семейных прав.

Юрий Кирсанов.

Sowjetunion Heute146. 16.7.1974. № 13-14