logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

246 Две статьи из журнала "Коммунист" по поводу 1000-летия Крещения Руси (август 1987)

I. История и религия [статья А. Клибанова и Л. Митрохина156]

...Религиозные убеждения не мигрируют механически из од­ной эпохи в другую. Каждый раз они утверждаются как обобще­ние – пусть неадекватное, "превратное" – собственного житей­ского и социального опыта. Так что для объяснения их реальных корней необходимо трезво видеть объективные противоречия социалистического общежития и различные формы их отражения в сознании.

Следует признать, что проявлявшиеся в прошлом факты деформации норм и принципов социалистического общежития: бюрократизм и коррупция, некомпетентное решение проблем, затрагивающих интересы всех граждан, значительное расхожде­ние мира повседневных реальностей и мира показного благопо­лучия, случаи злоупотребления, а то и прямых преступлений, совершавшихся людьми, облеченными партийной и государст­венной властью, и тому подобное – неизбежно подрывали доверие к социалистической нравственности и материалистиче­скому мировоззрению. Об этом четко сказано в докладах на январском и июньском (1987 год) Пленумах ЦК КПСС. Тем самым неизбежно создавалась питательная почва для влияния и восп­роизводства религиозных представлений...

В последнее время повышается интерес общественности к оценке роли православной церкви в отечественной истории и культуре, что связано с приближением тысячелетия введения христианства на Руси...

Религия – продукт и агент социально-исторического разви­тия, и ее идеологическая роль неоднозначна. Для господствую­щих классов она служила и служит орудием духовного гнета, проводником их корыстных интересов. В то же время она спо­собна выступать в качестве идейного оформления социального протеста и борьбы угнетенных классов...

С принятием христианства как господствующей религии свя­зано распространение на Руси библейских книг, патриотической литературы, церковно-учительных сочинений, средневеково-православных энциклопедий и так далее. Это неоднозначное, но прогрессивное в условиях своего времени явление носило, од­нако, классовый характер: ценности культуры предназначались для церковной и светской элиты и использовались ею в собст­венных интересах...

II. Сквозь глубь веков [статья Б. Раушенбаха157]

...Византийский вариант христианства отвечал нуждам фео­дального общества и поэтому вполне соответствовал замыслам Владимира. Одновременно решалась и задача единого культа для всех племен Древней Руси.

Ни Русь, ни Византия не расценивали предстоящее креще­ние как чисто религиозный акт. Если ограничиться несколько упрощенной и предельно краткой характеристикой – точка зрения Византии сводилась к следующему: поскольку Русь обращалась в православную веру, а православную церковь возглавляли византийский патриарх и император, то Русь авто­матически становилась вассалом Византии. Однако растущее и уже довольно мощное древнерусское государство, неоднократ­но успешно воевавшее с Византией, отнюдь не желало для себя подобной роли... По мысли князя, Русь превращалась бы в дружественное Византии, но вполне суверенное государство... При столь существенном расхождении во взглядах на послед­ствия крещения оно было бы по меньшей мере сильно затруд­нено.

Но судьба оказалась благосклонной к замыслам Владимира. В 986 году византийский император Василий II потерпел жес­токое поражение в войне и едва спасся, а в 987 году к Константинополю подошел с войском взбунтовавшийся визан­тийский военачальник Варда Фока и объявил себя императо­ром. В этом безвыходном положении Василий II просит о помощи у киевского князя Владимира. Тот согласен предоста­вить военную помощь... но выдвигает жесткие условия:

крещение Руси происходит, образно говоря, "по киевскому сценарию";

Владимир получает в жены сестру императора и тем самым становится "своим" среди верховных правителей Европы.

Император вынужден согласиться. То была большая дипло­матическая победа Владимира. Княжеское войско (6 тысяч воинов) помогло разбить Фоку, и Василий II остается на троне...

Каковы же итоги княжения Владимира и Ярослава? Во-пер­вых, Русь объединилась в единое феодальное государство. Оно было объединено новой, передовой по тому времени, культу­рой, писанными законами, религией. Исчезло старое деление по племенным признакам. Получила окончательное государст­венное оформление единая древнерусская народность, из ко­торой вышли русские, украинцы, белоруссы.

Во-вторых, в результате реформ Русь окончательно встала вровень со всем цивилизованным миром. Она не уступала другим странам ни в смысле общественно-экономической фор­мации (феодализм, который продолжал свое развитие), ни в смысле культуры, ремесла, военного дела. Введение христиан­ства, ставшего идеологической основой единой феодальной государственности Древней Руси, сыграло в период раннего средневековья прогрессивную роль...