logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

329 Два мнения о событии, которое произошло 43 года назад [Письмо митрополита Киевского и Галицкого Филарета главному редактору "мн" и комментарий с. Филатова] (30.7.1989)

В 24-м номере редактируемой Вами газеты от 11 июня с.г. помещена заметка с фотографией под заголовком "Молитва на улице Горького", в которой речь идет о требованиях греко-като-ликов Украины легализовать их церковь.

В связи с тем, что эта публикация вводит в заблуждение часть читателей и представляет греко-католиков как "жертв сталинских репрессий" и произвола местных властей, мне хотелось бы заявить следующее. Греко-католической восточного обряда (или униатской) церкви на Украине нет уже более сорока лет. Ее самоликвидация началась в марте 1946 года на церковном Соборе в г. Львове, когда епископы, священники и представи­тели мирян объявили об аннулировании унии, навязанной веру­ющим в 1596 году в Бресте. Решение Львовского Собора под­держало подавляющее большинство греко-католиков и почти все приходы этого региона воссоединились с Русской Православной Церковью, которая была основана еще тысячу лет назад среди восточных славян Киевской Руси.

Чем был вызван этот акт? Конечно, не сталинскими репрес­сиями, которые мы все осуждаем, а тем, что искусственно созданная на территории захваченных земель Украины и Бело­руссии униатская церковь изжила себя. На протяжении всей ее истории верующий народ видел в этом противоестественном союзе источник национального, социального и религиозного гнета. Полностью скомпрометировали себя иерархи греко-като­лической церкви в глазах простых верующих и духовенства в годы второй мировой войны своим сотрудничеством с оккупа­ционным фашистским режимом и бандеровскими национали­стическими бандами.

О чем же тогда идет речь, что требует небольшая группа униатских священников и верующих, не признавших решений львовского церковного Собора? Подогреваемые униатскими и националистическими центрами из-за рубежа, они добиваются не просто "придать легальный статус" их организации, как сказано в заметке, а отторгнуть от Русской Православной Церкви тысячи приходов, миллионы верующих. Эти христиане крещены Православной Церковью. Священники этих приходов рукоположены православными епископами. И вот эту неотъем­лемую часть Православной Церкви незначительная группа уни­атов хотела бы присоединить к Католической Церкви... С нашей точки зрения, в этих действиях наблюдается не борьба за религиозную свободу, а религиозная агрессия. Националисти­чески настроенные элементы стремятся с помощью унии оттор­гнуть украинцев от их единокровных братьев русских. Руководите­ли Украинской Католической Церкви на Западе, объединяясь с украинскими националистами, не скрывают, что основная цель их борьбы – добиваться выхода Украины из состава Союза ССР... Не надо быть ясновидцем, чтобы понять: восстановление бывшей униатской церкви приведет к религиозной и политиче­ской борьбе, к разъединению народов. Наиболее убедительное доказательство этому – сама история Украины.

И последнее, что я хотел сказать. Никаким репрессиям оставшиеся греко-католики не подвергаются. У них есть воз­можность исповедовать свою веру, считать своим пастырем папу римского и молиться в католических костелах, которые расположены на территории Украины, в том числе и в западных областях. Никто не препятствует им посещать и православные храмы, где богослужения совершаются, по желанию прихожан, и на украинском языке, и придерживаться восточных обрядов.

Митрополит Киевский и Галицкий Филарет, Экзарх Украины.

Комментарий научного сотрудника Института США и Канады АН СССР Сергея Филатова:

В последнее время общественное внимание все чаще обра­щается к проблеме украинской католической церкви (католики греко-православного обряда). С требованием легализации этой церкви на Съезде народных депутатов СССР выступил академик Андрей Сахаров, аналогичное требование высказал в газете "Советская культура" член-корреспондент Сергей Аверинцев. В чем суть проблемы?

...Принято считать, что Львовский Собор 1946 г. сам принял решение о ликвидации Брестской церковной унии. На самом деле разгром униатской церкви был проведен по ранее отра­ботанным образцам: примерно так "тихоновцев" в 20-30 годы постарались заменить "обновленцами"... Львовский Собор был организован не епископатом, а "инициативной группой". Не­смотря на то, что многие священники и епископы-униаты в этот момент находились в заключении, "инициативники" не смогли заручиться поддержкой значительной части остававшегося на свободе духовенства, верующих. Нет оснований сомневаться в личной честности главы инициативной группы священника Гав­риила Костельника (как нет оснований сомневаться в личной честности главы обновленчества митрополита Александра Вве­денского), однако последующие события показали, что это был личный выбор Костельника и его единомышленников, а вовсе не всей униатской церкви. Многие верующие не приняли объе­динения с Русской Православной Церковью, предпочли аресты, лагеря, ссылки.

Несмотря на все преследования, ликвидировать унию фак­тически, а не на бумаге, так и не удалось. Западные религио­веды считают, что сейчас у униатов 5 епископов, сотни священ­ников, два монашеских ордена, численность униатов оценивают в 2,5-4 миллиона человек (в 1943 году было 3,5 миллиона).

В условиях правового государства не существует оснований для преследований или дискриминации униатов. Ссылки на сотрудничество руководителей церкви с фашистами звучат странно – после войны прошло 44 года, выросли новые поколе­ния. Попытки продолжить репрессивную политику в отношении униатов чреваты обострением социальной напряженности, ос­ложнениями в отношениях СССР с другими странами. На протя­жении многих лет существовала надежда на возвращение униа­тов в лоно православия. Широко бытовало мнение, что уния держится исключительно благодаря поддержке чужеземных пра­вительств. Жизнь показала, что это было заблуждением. Однако даже некоторым православным иерархам, видимо, трудно от него отказаться...

МН. 30.7.1989. № 31