logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

85 Так называемое "Предсмертное завещание" Патриарха Тихона (7.4.1925)

[Предварительное замечание редакций газет "Известия" и "Правда".]

Печатаемое ниже завещание Тихона, написанное им в день своей смерти (7 апреля 1925 г.), доставлено в редакцию митрополитами Петром Крутицким и Тихоном Уральским

с просьбой опубликовать его в печати. Ниже приводим полностью просьбу митрополитов и завещание Тихона.

"В редакцию газеты "Известия" ("Правда"). Гр. Редактор! Просим не отказать поместить в газете "Известия" ("Правда") при сем прилагаемое воззвание Патриарха Тихона, подписанное им 7 апреля 1925 г."

Петр, митрополит Крутицкий. Тихон, митрополит Уральский. 14 апреля 1925 г.

Божиею милостию, смиренный Тихон, Патриарх Московский и всея Церкви Российския.

Благодать вам и мир от Господа и Спаса нашего Иисуса Христа.

В годы великой гражданской разрухи по воле Божией, без которой в мире ничего не совершается, во главе Русского государства стала Советская власть, принявшая на себя тяже­лую обязанность – устранение жутких последствий кровопро­литной войны и страшнейшего голода.

Вступая в управление Русским государством, представители Советской власти еще в январе 1918 года издали декрет о полной свободе граждан веровать во что угодно и по этой вере жить. Таким образом, принцип свободы совести, провозглашен­ный Конституцией СССР, обеспечивает всякому религиозному обществу, и в том числе и нашей Православной Церкви, права и возможность жить и вести свои религиозные дела согласно требованиям своей веры, поскольку это не нарушает обще­ственного порядка и прав других граждан. А поэтому мы в свое время в посланиях к архипастырям, к пастырям и пасомым всенародно признали новый порядок вещей и Рабоче-Кресть­янскую власть народов, правительство коей искренне приветст­вовали.

Пора понять верующим христианскую точку зрения, что "судьбы народов от Господа устрояются", и принять все про­исшедшее как выражение воли Божией. Не погрешая против нашей веры и Церкви, не переделывая чего-либо в них, словом, не допуская никаких компромиссов или уступок в области веры, в гражданском отношении мы должны быть искренними по отношению к Советской власти и работе СССР на общее благо, сообразуя распорядок внешней церковной жизни и деятельно­сти с новым государственным строем, осуждая всякое сообще­ство с врагами Советской власти и явную или тайную агитацию против нее.

Вознося молитвы наши о ниспослании благословения Божия на труд народов, объединивших силы свои во имя общего блага, Мы призываем всех возлюбленных чад Богохранимой Церкви Российской в сие ответственное время строительства общего благосостояния народа слиться с Нами в горячей мо­литве ко Всевышнему о ниспослании помощи Рабоче-Крестьянской власти в ее трудах для общенародного блага. Призываем и церковно-приходские общины и особенно их исполнительные органы не допускать никаких поползновений неблагонамерен­ных людей в сторону антиправительственной деятельности, не питать надежд на возвращение монархического строя и убе­диться в том, что Советская власть – действительно Народная Рабочая Крестьянская власть, а потому прочная и непоколеби­мая. Мы призываем выбирать в церковно-приходские советы людей достойных, честных и преданных Православной Церкви, не политиканствующих, а искренне расположенных к Советской власти. Деятельность православных общин должна быть на­правлена не в сторону политиканства, совершенно чуждого Церкви Божией, а на укрепление веры православной, ибо враги Святого Православия – сектанты, католики, протестанты, об­новленцы, безбожники и им подобные – стремятся использо­вать всякий момент в жизни Православной Церкви во вред ей. Враги Церкви прибегают ко всякого рода обманным действиям, понуждениям и даже подкупам в стремлении достигнуть своих целей. Достаточно посмотреть на происходящее в Польше, где из 350 находившихся там церквей и монастырей осталось всего лишь 50. Остальные же или закрыты, или обращены в костелы, не говоря уже о тех гонениях, каким подвергается там наше православное духовенство.

Ныне Мы, с милостью Божией оправившись от болезни, вступая снова на служение Церкви Божией, призываем вас, возлюбленные братья-архипастыри и пастыри, осудив еще раз всякое сопротивление [власти]61, злонамеренные против нее умышления, мятежи и всякую против нее вражду, разделить Наш труд по умиротворению паствы нашей и благоустроению Церкви Божией.

В сознании лежащей на Нас обязанности блюсти чистоту жизни Церкви, первее всего ищущей спасения людей и осуще­ствления в жизни вечных Божественных начал, Мы не можем не осуждать тех, кто в забвении Божьего, злоупотребляя своим церковным положением, остается [отдается] без меры челове­ческому, часто грубому политиканству, иногда носящему и преступный характер, и потому, по долгу Первосвятительского служения Нашего, благословляем открыть действия особой при Нас должности [комиссии], возложив на нее обследование и, если понадобится, и отстранение в каноническом порядке от управления тех архипастырей и пастырей, кои упорствуют в своих заблуждениях и отказываются принести в них раскаяние перед Советской властью, предавая таковых суду Православ­ного собора.

Вместе с этим с глубокой скорбью Мы должны отметить, что некоторые из сынов России, и даже архипастыри и пастыри, по разным причинам покинули Родину, занялись за границей дея­тельностью, к коей они не призваны, и во всяком случае вредной для нашей Церкви. Пользуясь Нашим именем, Нашим авторитетом церковным, они создают там вредную и контрре­волюционную деятельность. Мы решительно заявляем: у Нас нет с ними связи, как это утверждают враги Наши, они чужды Нам, Мы осуждаем их вредную деятельность. Они вольны в своих убеждениях, но они в самочинном порядке и вопреки канонам нашей Церкви действуют от Нашего имени и от имени Святой Церкви, прикрываясь заботами с ее благе. Не благо принес Церкви и народу так называемый Карловицкий Собор, осуждение коего Мы снова подтверждаем и считаем нужным твердо и определенно заявить, что всякие в этом роде попытки впредь вызовут с Нашей стороны крайние меры вплоть до запрещения священнослужения и предания суду Собора. Во избежание тяжелых кар Мы призываем находящихся за грани­цей архипастырей и пастырей прекратить свою политическую с врагами нашего народа деятельность и иметь мужество вер­нуться на Родину и сказать правду о себе и Церкви Божией.

Их деяния должны быть обследованы. Они должны дать ответ церковному православному сознанию. Особой комиссии мы поручаем обследовать деяния бежавших за границу архипа­стырей и пастырей и в особенности митрополитов: Антония – бывшего Киевского, Платона – бывшего Одесского, а также и других, и дать деятельности их немедленную оценку. Их отказ подчиниться Нашему призыву вынудит Нас судить их заочно.

Наши враги, стремясь разлучить Нас с возлюбленными ча­дами, вверенными Богом Нам – пастырям, распространяют ложные слухи о том, что Мы на патриаршем посту не свободны в распоряжении словом Нашим и даже совестью, что Мы засилены мнимыми врагами народа и лишены возможности общения с паствою, Нами ведомою. Мы объявляем за ложь и соблазн все измышления о несвободе Нашей, поелику нет на земле власти, которая могла бы связать Нашу святительскую совесть и Наше патриаршее слово. Небоязненно и с великим упованием взирая на грядущие пути Святого Православия, Мы смиренно просим вас, возлюбленные чада Наши, блюсти дело Божие, да ничтоже сумеют [успеют]62 сыны беззакония.

Призывая на архипастырей, пастырей и верных нам чад благовловение Божие, молим вас со спокойной совестью, без боязни погрешить против святой веры, подчиняться Советской власти не за страх, а за совесть, памятуя слова апостола: "Всякая душа да будет покорна высшим властям, ибо нет власти не от Бога, – существующие же власти от Бога установ­лены" (Рим. 13, 1).

Вместе с этим Мы выражаем твердую уверенность, что установка чистых, искренних отношений побудит нашу власть относиться к Нам с полным доверием, даст нам возможность преподавать детям наших пасомых закон Божий, иметь бого­словские школы для подготовки пастырей, издавать в защиту православной веры книги и журналы.

Всех же вас да укрепит Господь в преданности Святой православной вере, Церкви и ее иерархии.

Патриарх Тихон.

Москва, Донской монастырь.

7 апреля 1925 г.