logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

197 240 Архиепископ Питирим (Нечаев) Волоколамский о рпц в немецкой книге (перевод с немецкого) (1984)

Вопрос. Ваше Высокопреосвященство, деятельность Рус­ской Православной Церкви в Советском Союзе больше запре­щается, нежели разрешается. Ей дозволено ограничиваться только "культовыми обрядами" в храме. Любая благотворитель­ная и общественная деятельность ей воспрещается. Может ли Церковь этим довольствоваться?

Питирим. Ваш вопрос типичен для представителя опреде­ленной системы, которую я бы определил как христианско-европейская цивилизация. Там Церковь причисляют к обществен­ным организациям. Русская Православная Церковь во время всей своей истории никогда особенно сильно не интересова­лась общественными, политическими, экономическими или со­циальными вопросами.

Вопрос. Может, в этом была ее ошибка?

Питирим. Уж это нас и отличает от христианских Церквей Запада. Наша Церковь существует, верующие идут в храмы и молятся. Не может быть и речи о том, что больше запрещено, нежели дозволено.

Вопрос. Значит, если бы ваша Церковь существовала на Западе, то она также не потребовала бы большего чем в Советском Союзе?

Питирим. Определенно нет. Капитализм и христианство не­совместимы.

Вопрос. Вы предпочитаете коммунизм капитализму?

Питирим. Христианская этика ближе к коммунизму.

Вопрос. Но ведь коммунисты по своему учению атеисты, значит ваши идеологические враги?

Питирим. Идеологически это так. Церковь и государство отделены. Мы, христиане, выполняем свой долг как граждане Советского Союза, а в остальном идем по собственному пути.

Вопрос. Религиозная пропаганда запрещена, но государство эффективно пропагандирует атеизм. Где остается равное право для всех?

Питирим. Церковь не делает пропаганду. Это похоже на делячество. Церковь проповедует свое учение путем пропове­дей, богослужений и духовной литературой. Есть старая русская пословица: "Заключенный Богу не молитвенник", это значит, что нельзя человеку только тогда молиться, когда ему плохо.

...Вопрос. Многие храмы разрушены или использованы не по назначению как склады, мастерские или балетные школы. Церковь бессильна против этого?

Питирим. Как вы знаете, больше чем 60 лет тому назад храмы были национализированы. Они принадлежат государст­ву. Мы не можем рекомендовать, как государственное имуще­ство экономически должно быть использовано. Однако вы мо­жете видеть, как все больше и больше храмов реставрируются и больше не употребляются как хозяйские постройки, но пре­вращаются в музеи или как часто в Западной Европе в концертные залы. Но вы не увидите ни в одном храме, в котором проходят богослужения, что ставятся балеты, как в некоторых модернистских храмах Запада.

...В нашем государстве виден процесс, который назвал бы сосуществованием двух разных мировоззрений. И этот про­цесс, кажется, разовьется еще дальше...

Kuchinke N. Cott in Russland. 8. 125-126