logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

319 "Молим вас – прислушайтесь!" Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (18.2,1993)

Ваше Святейшество! Забота о благе Отечества и благопо­лучии Церкви, о сохранении церковного мира, нерушимости канонических законоположений и неповрежденное™ апостоль­ского вероучения заставляет нас обратиться к Вам с этим письмом. В нынешнюю лютую годину смут мы сможем совме­стно противостоять сатанинским попыткам уничтожить Святую Русь, только объединившись вокруг наших исконных святынь, воэгрев в душе святую ревность "по Возе". Медлить в равно­душном ожидании дальше безнравственно и преступно) "Мол­чанием предается бог", – гласит святоотеческая мудрость. Да не будет сего! Да ив окажемся мы, по маловерию и малодушию нашему, в числе предателей Господа и Спасителя своего!

Ваше Святейшество, мы просим Вас разъяснить нам недо­умения и избавить от соблазнов, возникающих в среде право­славного народа из-за странностей внутрицерковной и межконфессиональной политики, проводимой от Вашего имени. К сожалению, события дают повод предполагать, что определен­ные силы стремятся использовать Ваше имя в своих интересах, далеко не всегда совпадающих с интересами России и Русской Церкви. Вот лишь несколько примеров из недавнего прошлого.

Во время Вашего официального визита в Соединенные Шта­ты в программу Ваших мероприятий была включена встреча с представителями иудейской общины Америки. На этой встрече с раввинами Вы произнесли речь, текст которой затем был передан раби Артуру Шнайдеру, представителю иудейской сто­роны. Эта речь широко комментировалась в зарубежной печати, а будучи опубликована в России "Еврейской газетой" и "Мос­ковскими новостями", вызвала в среде православных настоя­щий шок...

Этой речью авторитету .патриарха Московского и Всея Руси был нанесен страшный ущерб. Внутри Церкви образовалось целое течение "непоминающих" священников батюшек, фор­мально остававшихся в юрисдикции Московского патриархата, но переставших за богослужением возносить Ваше имя. Фак­тически Церковь была поставлена на грань раскола, и лишь милость Божия да безграничное терпение и духовный разум нашего народа позволили избежать углубления кризиса...

Как же согласуются с этим утверждения о том, что "полнота христианства обнимает собою иудейство", призывы к раввинам помочь Русской Православной Церкви бороться с "этническим шовинизмом", приглашения к "единению иудейства с христиан­ством... на реальной почве духовного и естественного родства и положительных духовных интересов"?

..."Если ты уважаешь все иудейское, то что у тебя общего с нами?" более полутора тысячелетий назад вопрошал Иоанн Златоуст. Этот величайший святой, учитель Церкви, благоговей­но чтимый ныне всем православным миром, недвусмысленно предупреждал: "Когда узнаешь, что кто-нибудь иудействует, останови, объяви о нем, чтобы тебе и самому не подвергнуться вместе с ним осуждению". Как говорится, добавить нечего.

История с речью перед раввинами была за последнее время наиболее скандальным, но далеко не единственным случаем, когда Вашим именем пытались воспользоваться с весьма со­мнительными целями.

А вот и совсем свежий пример. Он касается церковно-публицистической деятельности митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского, высокопреосвященнейшего Иоанна. Его твердая исповедническая, патриотическая позиция, активная деятель­ность по защите полноты Православия от изъятий и искажений получили широкую поддержку как среди мирян, так и духовен­ства Русской Церкви. В его лице Церковь после долгого пери­ода вынужденного молчания заговорила слогом сильным и честным, отвечая на злободневные вопросы, волнующие мил­лионы людей, доступно, просто и понятно. Казалось бы, радо­ваться надо...

Вместо этого 25 января 1993 года под номером 175 появ­ляется в свет подписанный Вами документ, конфиденциально запрещающий митрополиту Питириму, председателю Издатель­ского отдела Московского Патриархата публиковать в церков­ной печати статьи владыки Иоанна! "Выступления владыки Иоанна, – говорится в этом распоряжении, – не могут публи­коваться в официальном церковном органе Московского патри­архата", ибо "вызвали неоднозначную реакцию среди обще­ственного мнения"...

Почему "официальный церковный орган Московского Патри­архата" может публиковать экуменические материалы, являю­щиеся, конечно, "личными оценками" авторов и, поверьте, вызывающие в церковном народе ох какую "неоднозначную" реакцию, но в то же время должен закрывать свои страницы для авторитетнейшего русского архиерея? Может быть, в сочи­нениях митрополита есть что-либо несовместимое с церковным вероучением, нарушающее каноны и церковные правила? Нет, ни единого слова нет. Тогда в чем же истинная причина запре­та?

Ваше Святейшество, поверьте, сейчас не то время, когда можно столь безоглядно полагаться на информацию, которую Вам доставляют, Практика показывает, что она частенько гре­шит очевидными перекосами и искажениями. Результат – па­дение авторитета церковной власти. Но нам далеко не безраз­лично, как выглядит а глазах общественного мнения первосвятитель Русской Православной Церкви. Поэтому молим Вас – прислушайтесь к голосу народа церковного! Простите, если мы огорчили Вас своим письмом.