logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

Б) Украинская Автокефальная Православная Церковь и Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат

Украинская Греко-Католическая Церковь была до де­кабря 1989 года в СССР де-факто запрещена. В Западной Украине, особенно в Галиции, она все-таки стала своеоб­разным национальным институтом. Эта констатация отно­сится и к Украинской Автокефальной Православной Церкви в восточной Украине, основанной в 1921 году, уничтоженной в сталинских чистках и вновь воскресшей во время немецкой оккупации в 1941–1944 годах. Сразу после прихода на Украину Красной Армии эта Церковь была разгромлена и выжила только в эмиграции. В конце 80-х годов она снова появилась из небытия.

Это произошло довольно незаметно – только после невероятного для условий Советского Союза события церковная общественность обратила на него внимание: епископ Житомирский и Овручский Иоанн (Боднарчук) из украинского Экзархата РПЦ, по своему собственному желанию отправленный на покой по состоянию здоровья, "самовольно совершил Божественную литургию в храме святых апостолов Петра и Павла Львовской епархии, рукоположил диакона и учинил раскол, назвав его Украинской автокефальной апостольской Церковью... греко-украинского обряда, а себя – ее первоиерархом" (Док. 336).

Статистические данные, приведенные новой Церковью в конце 1991 года, проверить трудно, но они, видимо, имеют реальную основу: Автокефальная Церковь тогда имела 11 (по другим сведениям 14) епархий с почти 2000 приходов. Епископ Иоанн (Боднарчук) вместе со своей Церковью вошел в состав Украинской Автокефальной Православной Церкви Зарубежом, первоиерарх которой митрополит Филадельфийский Мстислав (Скрипник, 1898– 1992) после этого на некоторое время поселился на Украине.

Когда 12 июня 1992 года Архиерейский Собор РПЦ лишил митрополита Киевского Филарета (Денисенко) всех степеней священства и всех прав, связанных с пребыванием в клире, он вступил в переговоры с Автокефальной Церковью, которая, к всеобщему удивлению, приняла его в качестве партнера и подписала документ о соединении с Филаретом (Денисенко) и его маленькой дружиной. 25 июня 1992 года в Киеве состоялся "Всеукраинский православный собор", на котором Украинская Автокефаль­ная Православная Церковь якобы объединилась с Украин­ской Православной Церковью (Док. 337), то есть на самом деле с бывшим митрополитом Филаретом и теми из Московского Патриархата, кто последовал за ним на его авантюристическом пути. Документ еще раз показывает стратегию бывшего митрополита Филарета: представить эту "объединенную Церковь" как настоящую украинскую православную, а оставшуюся под юрисдикцией Московской Патриархии (бывший Экзархат) инструментом русифика­ции Украины. Однако Украинская Автокефальная Церковь не признавалась другими православными Церквами из-за своего неканонического происхождения (1921: "самосвяты"; 1989: неканоническое восстановление епископом Иоанном (Бондарчуком); 1992: принятие монаха Филарета (Денисенко) как иерарха). Отстраненный от должности митро­полит Филарет пытался получить поддержку Вселенского Патриарха Константинопольского Варфоломея и получил недвусмысленный отказ, поскольку "исключительной ком­петенцией" в этом вопросе обладает Московская Патриар­хия.

Разделение и этой Церкви (на "Украинскую Право­славную Церковь – Патриархат Киев" с бывшим митро­политом Филаретом как ее двигателем и маленькую "Украинскую Автокефальную Православную Церковь"), непризнание этих Церквей ни Патриархом Вселенским в Царьграде (Константинополе), ни всемирным православи­ем, беспорядок и более политическая, чем духовная атмосфера в этих Церквах побудил ряд епископов вернуться в Московский Патриархат. Осенью 1993 года обе эти "Церкви" "– Автокефальная и Киевский Патри­архат – избирали своих "патриархов": Володымыра (Романюка) для Киевского Патриархата и Дымытрия (Ярему) для Автокефальной Церкви.