logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

24. Дискуссия о Церкви и кгб

Статья о. Георгия Эделыптейна в "Аргументах и фактах" № 36 за 1992 год не была самой острой из числа тех, которые он опубликовал по вопросу о КГБ и Церкви (Док. 354). Точка зрения Патриархата на эту статью, изложенная заведующим бюро коммуникаций ОВЦС (Док. 355), несколько странная, поскольку она основывается на том, что не только церковная жизнь и не один ОВЦС находились под государственным контролем, но и вся общественная жизнь бывшего Советского Союза. Может создаться впечатление, что Церковь не знала, что Совет по делам религий кишел сотрудниками КГБ ("В его составе [Совета по делам религий] были, как стало известно из прессы, сотрудники КГБ"). Патриархат всегда выставлял схожие аргументы против подобных публикаций еще со времен антирелигиозных кампаний 50–60-х годов, по­скольку они якобы вредны для авторитета Церкви. В этом документе говорится, правда, о необходимости "внутрен­него обновления Церкви". Позже игумен Иоанн (Эконом-цев) заявил, что покаяние должно быть перед Богом, ... не перед людьми. Подобная аргументация наводит на мысль, что Патриархат хотел бы воздержаться от четкой проработки проблематики и порицания виновных и спря­таться за формулами "покаяния перед Богом", "духовного обновления" и "взаимного прощения".

Реагируя на статью о. Г. Эдельштейна и критическую заметку П. Лукьянченко в "АиФ" (Док. 356) по поводу выступления митрополита Кирилла, председателя ОВЦС, в телевизионной программе "Вести", протоиерей А. Шаргунов в своем письме описал свой взгляд на взаимоотно­шения священника и КГБ. Он отверг утверждения о. Георгия как преувеличенные, но недвусмысленно ограни­чился защитой священников ("об архиереях прилично сказать самим архиереям").

О. Вячеслав Полосин, в свое время председатель Комитета по свободе совести, вероисповеданиям, милосер­дию и благотворительности ВС РФ, представил в "Известиях" от 22.1.1992 года (Док. 358) несколько материалов, оказавшихся в руках Комиссии по расследованию причин и обстоятельств государственного переворота при изучении досье КГБ, которым она занималась в последней четверти 1991 года. Документы эти, как, например, административ­ное распоряжение от 1921 года (из протокола Секретного отдела ВЧК, см. Док. 72) очень красноречиво показывают, насколько жестоко и цинично КГБ (ЧК, НКВД) вмеши­вался во внутреннюю жизнь Церкви. Далее В. Полосин представляет выдержки из отчетов КГБ о Генеральной ассамблее Всемирного Совета Церквей, затем свидетельство того, как в результате особых мер КГБ в июле 1989 года Исполком ЦК ВСЦ принял те заявления и послания, которые соответствовали политической линии социалисти­ческих стран.

Завершают сборник протоколы двух "круглых столов"

– в редакции "Столицы" (19.2.1992) и в "Огоньке" (№ 18–19, 1992), которые содержат в себе все точки зрения на проблему КГБ–Церковь. Участие принимали: от Московской Патриархии игумен Иоанн (Экономцев) и диакон Андрей Кураев, а также церковные инакомыслящие

– священники Георгий Эдельштейн и Глеб Якунин; представители Зарубежной Церкви и миряне, как, напри­мер, известная христианская правозащитница Зоя Крахмальникова, и другие.