logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

95 [Второе послание митрополита Сергия и Временного при нем Священного Синода] (31.12.1927)

...Господь возложил на нас великое и чрезвычайно ответст­венное дело править кораблем нашей Церкви в такое время, когда, расстройство церковных дел дошло, казалось, до послед­него предела и церковный корабль почти не имел управления.

Центр был мало осведомлен о жизни епархий, а епархии часто лишь по слухам знали о центре. Были епархии и даже приходы, которые, блуждая как бы ощупью среди неосведом­ленности, жил отдельною жизнию и часто не знали за кем идти, чтобы сохранить православие. Какая благоприятная почва для распространения всяких басен, намеренных обманов и пагуб­ных заблуждений; какое обширное поле для всякого самочиния. Можем не обинуяся исповедать, что только сознание служеб­ного долга пред Святой Церковью не позволило, подобно другим, уклониться нам от выпадавшего на нашу долю столь тяжкого жребия. И только вера во всесильную помощь Божию и надежда, что Небесный Пастыреначальник в трудную минуту "не оставит нас сирых" поддерживала и поддерживает нашу решимость нести наш крест до конца. Мы верим, что "упование не посрамит нас" (Рим. 5, 5) и в данном случае. Лояльное отношение к государственной власти, выраженное нами в воз­звании от 16/29 июля с.г., создало для нашего церковного управления более благоприятную обстановку. Вслед за откры­тием деятельности Синода начинают постепенно открываться и епархиальные советы... Пустующие кафедры замещаются. При­сылаемые с места запросы по церковным делам находят в Синоде разрешение... Начало упорядочения церковных дел оче­видно. Однако церковная разруха все же велика, и нужны, может быть, несколько лет совокупных усилий... чтобы разру­шенное восстановить... И вот нам, временным управителям церковного корабля, хочется сказать вам: "Да не смущается сердце ваше". Будьте уверены, что мы действуем в ясном сознании всей ответственности нашей перед Богом и Церковью. Мы не забываем, что, при всем нашем недостоинстве, мы служим тем каноническим бесспорным звеном, которым наша русская православная иерархия в данный момент соединяется со Вселенскою, через нее – с Апостолами, а через них – и с Самим Основоположителем Церкви – Господом Иисусом Хри­стом...

...Уже и в первом своем послании мы ясно и определенно выразили нашу волю "быть православными", и от этого своего решения мы ни на йоту не отступили и, Богу поспешествующу, не отступим и впредь. Всякие толки о нашем, якобы сочувствии или даже сближении с каким-нибудь из раздорнических церковных движений, вроде обновленчества, григорьевщина76 или (на Украине) самосвятства77, лубенцев78 и под., всякие такие толки суть или. злостный вымысел с целью уловления неопыт­ных, или плод напуганного воображения...

Вот почему каноны нашей Св. Церкви оправдывают разрыв со своим законным епископом или Патриархом только в одном случае: когда он уже осужден Собором или когда начинает проповедовать заведомую ересь, тоже уже осужденную Собо­ром. Во всех же остальных случаях скорее спасется тот, кто останется в союзе с законной церковной властью, ожидая разрешения своих недоумений на Соборе, чем тот, кто восхитив себе Соборный суд, объявит эту власть безблагодатной и порвет общение с ней (Двукратного Собора правила 13-15 и многие другие)...

ЦВе(К). 1928. №3-4. С. 6-7;

ЦВЗЕ. 1928. № 15. С. 11-12;

ВРСХД. 1928. N8. С. 16-19;