logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

73 Из обвинительного заключения по делу Патриарха Тихона (1923)

...Изложенные выше обстоятельства, свидетельствуя о пре­ступной деятельности обвиняемых Беллавина, Стадницкого, Феноменова и Гурьева, с несомненностью, таким образом, устанавливают, что наиболее реакционные круги церковников... под общим руководством и при непосредственном участии обвиняемых по настоящему делу гр.гр. Беллавина, Стадницко­го, Феноменова и Гурьева вошли в организацию, действующую в целях свержения завоеванной пролетарской революцией вла­сти Рабоче-Крестьянских Советов и существующего в РСФСР Рабоче-Крестьянского правительства, используя для этого ле­гально существующие религиозные объединения так называе­мого православного исповедания и направляя их деятельность к указанным выше преступным целям, причем:

а) гр. Беллавин Василий Иванович в мае-августе 1918 года поддерживал связь с агентами французского правительства, будучи осведомляем последними о мероприятиях французского правительства, касающихся военной интервенции так называе­мых союзников против России, с целью свержения Советской власти и восстановления так называемого Восточного фронта, "благословляя", с своей стороны, указанную деятельность фран­цузского правительства;

б) поддерживал связь как сам лично, так и через поставлен­ных им иерархов церкви, с возникавшими на территории РСФСР и находящимися за границей враждебными Советской России, ставившими своей целью свержение власти Рабоче-Крестьянских Советов, группировками и организациями ("Национальный Центр") и контрреволюционными генералами Деникиным и дру­гими, объявлявшими себя правителями России,,. , "благослов­лял" деятельность этих сил, как полезную для православной церкви, с одной стороны, и "анафемствовал"49 деятельность Советского правительства, якобы своими мероприятиями воз­двигавшего гонения на церковь, с другой;

в) выпустил к верующим ряд воззваний, возбуждающих народные массы против внутренней и внешней политики Рабоче-Крестьянского правительства... в частности, возбуждающих против мероприятия Советской власти по отделению церкви от государства, специально для этой цели обнародовав свое воз­звание от 19 января 1918 года...

г) издал... циркуляр... об организации на местах специаль­ных ячеек так называемых, приходских и епархиальных советов, долженствующих повести борьбу против Советской власти, а также инструкцию о форме и способах вовлечения широких несознательных масс в дело этого сопротивления, предлагая осуществлять последнее путем принятия осуждающих меропри­ятия Советской власти резолюций, устройства демонстративных крестных ходов и созывания "на свою защиту" прихожан набат­ным звоном, в результате исполнения каковой резолюции мес­тными церковниками в ряде мест последовали кровавые бес­порядки, как-то: в Звенигородском уезде, Павловском Посаде, Туле и других местах Республики;

д) предписал... епископам, в целях удержания верующих масс под влиянием религиозных предрассудков и воспрепятст­вования Советской власти, путем вскрытия так называемых "нетленных мощей святых угодников", разоблачению религиозного обмана, тяготевшего над народными массами, устранить из рак посторонние так называемым мощам предметы и тем предотвратить неизбежность разоблачения, одновременно вы­пустив к верующим воззвание, явно призывающее к сопротив­лению Советской власти при осуществлении ею указанного мероприятия, прибегнув в данном случае к подстрекательству масс "не поддаваться искушению людей неправославных";

е) одобрил созыв в гор. Карловицах предстоящего загранич­ного церковного собора, заведомо зная, что деятельность ука­занного собора будет направлена на обсуждение плана свер­жения Советской власти и восстановления в России монархического строя, дав последнему свое так называемое "благословение"50, чем содействовал контрреволюционной дея­тельности указанного собора, и не счел необходимым отмеже­ваться от такового. Наконец, учитывая ставку помещичье-буржуазной контрреволюции на удушение Советской власти путем постигшего в 1921 году Россию голода и имея намерение использовать в этих целях голод в Поволжье, ответил на мероп­риятия Советской власти по изъятию церковных ценностей для помощи голодающим Поволжья воззванием от 28 февраля 1922 года, имевшим целью возмущение верующих масс против ука­занного мероприятия и запрещавшим выдачу Советской власти церковных ценностей, угрожая в случае исполнения требования власти отлучением мирян от церкви и низвержением духовных лиц из сана, сославшись в указанном своем воззвании на заведомо ложные ссылки н а каноны, якобы запрещающие под угрозой вышеуказанных кар выдачу власти церковных ценно­стей, в результате какового воззвания последовал ряд кровавых беспорядков в г. Москве, Шуе, Смоленске и других местах Республики, то есть совершил преступления, предусмотренные статьями 62, 119 Уголовного Кодекса.