logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

12. Предвестники новых гонений на Церковь

Вскоре после смерти Сталина в 1953 году стали появляться признаки возможного изменения положения религии в СССР. Газетные статьи предвещают скорую перемену климата (Док. 161, 162); ЦК КПСС неоднократно подчеркивает необходимость усиления атеистической про­паганды, которую он (ЦК) считает находящейся в "запущенном состоянии", при этом, правда, предупреждая от слишком "резких выпадов" против верующих (Док. 163, 164). Преодоление религиозных предрассудков является результатом "глубокой, терпеливой, умело поставленной научно-атеистической пропаганды среди верующих". Эта работа важна, с одной стороны, потому что церковные деятели небезуспешно занимаются миссионерской деятель­ностью, а с другой стороны, потому что "империалисти­ческая буржуазия" стремится влиять на верующих с помощью религии – тот самый аргумент, который в 80-х годах в рамках государственной антирелигиозной пропа­ганды на судебных процессах против верующих был основным. В своей речи в 1958 году (Док. 166) Патриарх Алексий говорит о "лишениях и скорбях", как о "внутренних нестроениях в Церкви", так и о "внешних на нее нападениях", что свидетельствует лишний раз об изменении климата.

Тем временем публичное отлучение от причастия нескольких священников и мирян на заседании Священного Синода под председательством Патриарха Алексия в конце 1959 года (Док. 169) вызвало скандал, исход которого показывает, что отношения между государством и Цер­ковью в корне изменились. Лишенные сана священники и отлученные от Церкви миряне служили целям атеистиче­ской пропаганды и публично хулили имя Божие. Эти отлучения вызвали ответные государственные меры против Церкви, но Патриарх Алексий на Конференции советской общественности за разоружение отважно защитил Церковь от государственного давления; он говорил об "усилиях человеческого разума против христианства", о "враждеб­ных против него выпадах" и провозгласил: "Врата адова не одолеют Церкви [Христовой]" (Док. 170). Реакция последовала быстро: несколькими днями позже председа­тель Совета по делам Русской Православной Церкви Георгий Карпов, с 1943 года поддерживавший процесс восстановления Русской Православной Церкви, был снят со своей должности. Спустя некоторое время Патриарх Алексий был вынужден освободить партнера Карпова с церковной стороны – митрополита Крутицкого и Коло­менского Николая (Ярушевича) – сначала от должности председателя Отдела внешних, церковных сношений ("по собственному желанию"), потом и от должности руково­дителя Московской епархии ("митрополита Крутицкого и Коломенского"). С отстранением этих двух деятелей, символизировавших эпоху довольно интенсивного церков-но-государственного сближения, Хрущев как бы бросил Церкви вызов. Патриарх Алексий, на которого в его высокой должности публично не нападали, после этих событий вплоть до своей смерти в 1970 году продолжал представлять Церковь, но подлинным влиянием, видимо, уже не обладал.

Более жесткое отношение к религии проявляется в ст. 142 нового Уголовного Кодекса, предусматривающей нака­зание до одного года исправительных работ или штраф до 50 рублей (Док. 174) за нарушение законов об отделении Церкви от государства.

В 1956 году Русская Церковь должна была оправдывать интервенцию советских войск в Венгрии против восстав­шего народа (Док. 165). Во время возраставшего на нее давления в 1958 году РПЦ дала понять, что, принимая во внимание развитие во всем мире экуменического движения, она принципиально больше не исключает сотрудничества с ним (Док. 167).