logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

4. Патриарх Тихон в поисках путей сосуществования с советской властью

С 9.5.1922 года Патриарх Тихон находился под домашним арестом "для предотвращения попытки избежать суда и предварительного следствия". Обвинительный акт (Док. 73) среди прочего ставит ему в вину действия, направленные на свержение советской власти путем злоупотребления законно созданными религиозными объе­динениями. Кроме того, основными обвинительными пун­ктами были следующие: контакты с Западом и антиболь­шевистские воззвания (анафема, защита священных церковных ценностей и т. д.).

Антирелигиозная комиссия разрабатывала меры по преследованию Патриарха Тихона вплоть до его смерти. Она отказалась от первоначального намерения возбудить против Патриарха уголовный процесс и приговорить его к расстрелу. Главной причиной отказа было понимание, что Тихон в ореоле мученика стал бы еще более опасным для большевиков. Поэтому его принудили заявить, так сказать, о "раскаянии". Комиссия придумала более подлый способ навредить Патриаршей Церкви и самому Патриарху – создать^ обновленческую Церковь (Док. 74).

После года нахождения под арестом, 16.6.1923 года Патриарх Тихон подает в Верховный Суд РСФСР покаянное заявление с отречением от всех прежних антибольшевистских воззваний: "Я отныне Советской власти не враг" (Док. 75) – и 25 июня освобождается из-под ареста. Очевидно, за время заключения ему стало ясно, что с советской властью придется еще долго считаться и что сопротивление в надежде на ее скорое уничтожение бессмысленно. Кроме того, Патриарха на этот шаг побудила тревога по поводу распространения обновленческого раско­ла. Начиная с покаянного заявления до последнего спорного "Завещания" (Док. 85), опубликованного после его смерти (7.4.1925) в "Известиях" и "Правде", действия Патриарха были направлены на поиски modus vivendi с советской властью. Основная тема его выступлений этого периода – призыв к верующим быть лояльными советскими гражда­нами и молиться за Правительство рабочих и крестьян. Несмотря на старания сблизить Патриаршую Церковь и Советское государство, Патриарха Тихона поныне глубоко почитают и зарубежные русские церковные круги, зани­мающие обычно критическую или отрицательную позицию по отношению к Московской Патриархии.

При этом отмежевание Русской Зарубежной Православ­ной Церкви, основавшей в Сремских Карловцах (Сербия) независимый от Москвы Синод, было одной из наиболее болезненных и щекотливых проблем для Патриарха Тихона и его наследников, не говоря уже о разногласиях с обновленцами, с одной стороны, и с большевиками, с другой. В своем заявлении во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет Патриарх Тихон с горечью жалуется на пренебрежительное отношение государствен­ных органов к самым элементарным церковным интересам, несмотря на то что он, Патриарх, и руководимая им Церковь, показали свою лояльность (Док. 84). В особен­ности он указывает на тот факт, что все еще не последовало законное признание ("регистрация") руковод­ства и управляющих органов Патриаршей Церкви, вслед­ствие чего ей не предоставлен статус юридического лица.

На вопрос, принадлежит ли "Завещание" Патриарху Тихону в том виде, в котором оно напечатано в "Известиях" и "Правде", ответить еще невозможно, как и, естественно, на вопрос, была ли новая ориентация Тихона, выразившаяся в его покаянном заявлении, добро­вольной47. Во всяком случае он старался направить Патриаршую Церковь в русло лояльного отношения к советской власти и обозначил компромисс с Советским государством как путь на выживание.