logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

94 [Послание пастырям и пастве (Декларация митрополита Сергия)] (29.7.1927)

. ...Одною из забот почившего Святейшего Отца нашего Пат­риарха Тихона перед его кончиной было поставить нашу Пра­вославную Русскую Церковь в правильные отношения к Совет­скому правительству и тем дать Церкви возможность вполне законного и мирного существования. Умирая, Святейший гово­рил: "Нужно бы пожить еще годика три". И, конечно, если бы неожиданная кончина не прекратила его святительских трудов, он довел бы дело до конца. К сожалению, разные обстоятель­ства, а главным образом выступления зарубежных врагов Со­ветского государства, среди которых были не только рядовые верующие нашей Церкви, но и водители их, возбуждая естест­венное и справедливое недоверие правительства к церковным деятелям вообще, мешали усилиям Святейшего, и ему не суж­дено было при жизни видеть своих усилий увенчанными успе­хом.

Ныне жребий быть временным заместителем Первосвятителя нашей Церкви опять пал на меня, недостойного митрополита Сергия, а вместе со жребием пал на меня и долг продолжать дело Почившего и всемерно стремиться к мирному устроению наших церковных дел. Усилия мои в этом направлении, разде­ляемые со мною и православными архипастырями, как будто не остаются бесплодными: с учреждением при мне временного Патриаршего Священного Синода укрепляется надежда на при­ведение всего нашего церковного управления в должный строй и порядок, возрастает и уверенность в возможности мирной жизни и деятельности нашей в пределах закона.

Теперь, когда мы почти у самой цели наших стремлений, выступления зарубежных врагов не прекращаются: убийства, поджоги, налеты, взрывы и им подобные явления подпольной борьбы у нас у всех на глазах. Все это нарушает мирное течение жизни, создавая атмосферу взаимного недоверия и всяческих подозрений. Тем нужнее для нашей Церкви и тем обязательнее для нас всех, кому дороги ее интересы, кто желает вывести ее на путь легального и мирного существова­ния, тем обязательнее для нас теперь показать, что мы, цер­ковные деятели, не с врагами нашего Советского государства и не с безумными орудиями их интриг, а с нашим народом и с нашим Правительством.

Засвидетельствовать это и является первой целью настоя­щего нашего (моего и Синодального) послания. Затем извеща­ем вас, что в мае текущего года, по моему приглашению и с разрешения власти, организовался Временный при Заместите­ле Патриарший Священный Синод в составе нижеподписавших­ся (отсутствует Преосвященные Новгородский митрополит Ар­сений, еще не прибывший, и Костромской архиепископ Севастиан, по болезни). Ходатайство наше о разрешении Си­ноду начать деятельность по управлению Православной Все­российской Церковью увенчалась успехом. Теперь наша Право­славная Церковь в Союзе имеет не только каноническое, но и по гражданским законам вполне легальное центральное управ­ление; а мы надеемся, что легализация постепенно распрост­ранится и на низшее наше церковное управление: епархиаль­ное, уездное и т. д. Едва ли нужно объяснять значение и все последствия перемены, совершающейся таким образом в положении нашей Православной Церкви, ее духовенства, всех церковных деятелей и учреждений... Вознесем же наши благо­дарственные молитвы ко Господу, тако благоволившему о свя­той нашей Церкви. Выразим всенародно нашу благодарность и Советскому правительству за такое внимание к/духовным нуж­дам православного населения, а вместе с тем заверим Прави­тельство, что мы не употребим во зло оказанного нам доверия.

Приступив, с благословения Божия, к нашей синодальной работе, мы ясно сознаем всю величину задачи, предстоящей как нам, так и всем вообще представителям Церкви. Нам нужно не на словах, а на деле показать, что верными гражданами Советского Союза, лояльными к Советской власти, могут быть не только равнодушные к православию люди, не только измен­ники ему, но и самые ревностные приверженцы его, для которых оно дорого, как истина и жизнь, со всеми его догматами и преданиями, со всем его каноническим и богослужебным укла­дом. Мы хотим быть православными и в то же время сознавать Советский Союз нашей гражданской родиной, радости и успехи которой – наши радости и успехи, а неудачи – наши неудачи. Всякий удар, направленный в Союз, будь то война, бойкот, какое-нибудь общественное бедствие или просто убийство из-за угла, подобное Варшавскому74, сознается нами как удар, направленный в нас. Оставаясь православными, мы помним свой долг быть гражданами Союза "не только из страха, но и по совести", как учил нас апостол (Рим. 13, 5)...

Мешать нам может лишь то, что мешало и в первые годы советской власти устроению церковной жизни на началах ло­яльности. Это – недостаточное сознание всей серьезности совершившегося в нашей стране. Учреждение советской власти многим представлялось каким-то недоразумением, случайным и потому недолговечным. Забывали люди, что случайностей дли христианина нет и что в совершившемся у нас, как везде и всегда, действует та же Десница Божия, неуклонно ведущая каждый народ к предназначенной ему цели. Таким людям, не желающим понять "знамений времени", и может казаться, что нельзя порвать с прежним режимом и даже с монархией, не порывая с православием. Такое настроение известных церков­ных кругов, выражавшееся, конечно, и в словах и в делах и навлекавшей подозрение Советской власти, тормозило и уси­лия Святейшего Патриарха установить мирные отношения Цер­кви с Советским правительством. Недаром ведь апостол вну­шает нам, что "тихо и безмятежно жить" по своему благочестию мы можем, лишь повинуясь законной власти (1 Тим. 2, 2), или должны уйти из общества. Только кабинетные мечтатели могут думать, что такое огромное общество, как наша Православная Церковь, со всей ее организацией, может существовать в госу­дарстве спокойно, закрывшись от власти. Теперь, когда наша Патриархия, исполняя волю почившего Патриарха, решительно и бесповоротно становится на путь лояльности, людям указан­ного настроения придется или переломить себя и, оставив свои политические симпатии дома, приносить в Церковь только веру и работать с нами только во имя веры; или, если переломить себя они сразу не смогут, по крайней мере не мешать нам, устранившись временно от дела. Мы уверены, что они опять и очень скоро возвратятся работать с нами, убедившись, что изменилось лишь отношение к власти, а вера и православная жизнь остаются незыблемы.

Особенную остроту при данной обстановке получает вопрос о духовенстве, ушедшем с эмигрантами за границу. Ярко противосоветские выступления некоторых наших архипастырей и па­стырей за границей, сильно вредившие отношениям между Правительством и Церковью, как известно, заставили почивше­го Патриарха упразднить заграничный Синод (5 мая-23 апреля 1922 года). Но Синод и до сих пор продолжает существовать, политически не меняясь, а в последнее время своими притяза­ниями на власть даже расколол заграничное церковное обще­ство на два лагеря75. Чтобы положить этому конец, мы потребовали от заграничного духовенства дать письменное обязательство в полной лояльности к Советскому правительству во всей своей общественной деятельности. Не давшие такого обязательства или нарушившие его будут исключены из состава клира, подведомственного Московской Патриархии. Думаем, что, размежевавшись так, мы будем обеспечены от всяких неожиданностей из-за границы. С другой стороны, наше поста­новление, может быть, заставит многих задуматься, не пора ли и им пересмотреть вопрос о своих отношениях к Советской власти, чтобы не порывать со своей родной Церковью и Родиной. Не менее важной своей задачей мы считаем и приготовле­ние к созыву и самый созыв нашего /Второго Поместного Собора, который изберет нам уже не временное, а постоянное центральное церковное управление, а также вынесет решение и о всех "похитителях власти" церковной, раздирающей хитон Христов... Теперь же мы выразим лишь наше твердое убежде­ние, что наш будущий Собор, разрешив многие наболевшие вопросы нашей внутренней церковной жизни, в то же время своим соборным разумом и голосом даст окончательное одоб­рение и предпринятому нами делу установления правильных отношений нашей Церкви к Советскому Правительству...

16/29 июля 1927 года, Москва.

За Патриаршего Местоблюстителя

Сергий, митрополит Нижегородский.

Члены Временного Патриаршего Священного Синода:

[восемь подписей, на третьем месте Алексий,

архиепископ Хутынский,

управляющий Новгородской епархией,

впоследствии Патриарх].