logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

21 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания (12.9.1918)

1. Святые храмы и часовни со всеми священными предме­тами, в них находящимися, суть достояние Божие, состоящее в исключительном обладании Святой Божией Церкви в лице всех православно верующих чад ее, возглавляемых Богоучрежденною иерархией. Всякое отторжение сего достояния от Церкви есть кощунственный захват и насилие.

2. На каждом православном христианине, по самому званию его, лежит долг всеми доступными для него и не противными духу учения Христова средствами защищать церковные святыни от кощунственного захвата и поругания.

...4. Церковно-приходские Собрания и прочие хранители священного церковного достояния, не имея права передать церковное имущество из обладания Церкви, могут передавать по требованию мирских властей лишь описи храмов и находя­щихся в них предметов...

...7. Святые храмы и прочие священные предметы, взятые мирскою властью в свое обладание, могут быть принимаемы от нее на хранение и соответственное пользование не случайными соединениями лиц, именующих себя православными, а лишь православными приходами, братствами и иными церковными организациями, с разрешения епархиального архиерея, на об­щих церковно-канонических основаниях.

10. Лишившаяся храма и его святынь община православных христиан объединяется около своего пастыря, который с раз­решения епархиального архиерея может совершать для нее Божественные службы, не исключая и литургии, в частном доме или ином приличествующем помещении.

11. Необходимые для Богослужения предметы приобретают­ся в таких случаях на добровольные даяния верующих, причем священные сосуды могут быть без всяких украшений на них, а облачения из простой ткани: да будет ведомо всем, что Церковь Православная дорожит своими святынями по их внутреннему значению, а не ради материальной ценности, и что насилия и гонения бессильны отнять у нее главное сокровище – святую веру, залог ее вечного торжества, ибо "сия есть победа, побе­дившая мир, вера наша" (1 Ин. 5, 4).

Д ООП Вып. 4. С. 28-30