logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

221 Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей [в Найроби147] и ее результатах (3.3.1976)

Работа V Генеральной Ассамблеи была насыщенной и мно­гогранной, поэтому Комиссия Священного Синода по вопросам христианского единства и межцерковных отношений посвятила много времени и затратила немало усилий, чтобы произвести по возможности полный и объективный анализ как основных докладов Ассамблеи, так и ее результативных документов. На основе проделанного таким образом анализа мы обращаем к вам наши соображения, распределив их по трем нижеследую­щим разделам:

I. Вопросы, относящиеся к проблемам единства веры и христианского свидетельства

1. ...Генеральная Ассамблея в Найроби поставила перед Церквами вопрос об общем миссионерстве и евангелизации как важнейшую задачу на нынешней стадии экуменического разви­тия...

Но известно, что миссионерство и "совместное свидетель­ство" без достижения единства в вере и в основах канониче­ского устройства не только не содействуют подлинному единству, но могут быть препятствием на пути к нему, принося трудно и медленно достигаемое единство в жертву внешним эффектам, когда искусственно замалчиваются вероисповедные различия перед внешним миром...

Такое именно впечатление оставляет после себя Ассамблея в Найроби, где на первый план выдвигались вопросы совмест­ного "исповедания Христа сегодня", совместного свидетельст­ва, приоритета миссионерства и евангелизации, а поиски вос­становления христианского единства как бы отодвигались на второй план.

Но, по нашему глубокому убеждению, без достижения един­ства в вере и основах церковного устройства не может быть подлинно "общего христианского свидетельства", а следова­тельно, и достаточного успеха объединенных действий в мис­сии. Это, конечно, не означает, что должна отсутствовать вза-ч имная помощь в исполнении каждой Церковью ее долга п- христианского свидетельства, миссии и евангелизации.

2. Другой опасностью, серьезно угрожающей христианскому единству и будущности экуменического движения после Найро­би, является питаемая некоторыми участниками экуменического движения иллюзия, что Всемирный Совет Церквей будто бы может достичь такой степени экуменического сближения своих Церквей-членов, что одна из будущих его Генеральных Ассам­блей превратится во всехристианский собор.

Думать так – значит предполагать, что Всемирный Совет Церквей может в будущем стать некоей "сверх-церковью"... Отсюда один шаг к соблазнительной и опасной идее об особом эюслезиологическом значении Всемирного Совета Церквей и его центрального аппарата в Женеве...

Общеизвестно, что Всемирный Совет Церквей – это орудие в руках Церквей-членов в поисках и усилиях к достижению христианского единства. И если экуменическое движение до­стигнет, с помощью Божией, такой степени единства в вере и в основах церковного строя Церквей-членов, что можно будет восстановить евхаристическое общение между ними, то Все­мирный Совет Церквей должен будет прекратить свое сущест­вование, как выполнивший свое служение...

Для достижения этой основной цели Всемирный Совет Цер­квей должен во главу угла своей деятельности и богословских изучений поставить вопросы поисков и достижения единства...

4. Мы приветствуем стремление ВСЦ к дальнейшему разви­тию диалога с представителями нехристианских религий и се-кулярных идеологий, в котором находит свое выражение идея общей ответственности за судьбы того мира, в котором мы живем. Вместе с тем важно подчеркнуть, что Священное Писа­ние и опыт Церкви исключают возможность конвергенции хри­стианства с секулярными идеологиями. Именно поэтому диалог должен априори не допускать идеи таковой конвергенции.

Что касается диалога с представителями нехристианских религий, то он на тех же основаниях ни в какой степени не должен вести к синкретизму.

5. ...Православная Церковь не может присоединиться к по­зиции протестантского большинства, допускающего возмож­ность женского священства, нередко выражающего свое отно­шение к этой проблеме в чуждых Божественному Откровению секулярных категориях...

Божественная мудрость Христа – Устроителя Церкви – предуказала нам решение данного вопроса. Среди лиц, близких ко Христу, были и женщины, но ни одна из них не была включена в апостольскую Двоенадесятницу. Мы не можем допустить, чтобы Христос, действуя так, делал уступку духу своего време­ни. Православная Церковь считает для себя обязательным следование в этом вопросе предначертанной таким образом Самим Господом Иисусом Христом всегдашней и всеобщей церковной традиции. Церковная история не знает примеров сакраментального служения женщин.

II. Вопросы христианской вовлеченности в общественно-политическую жизнь

1. Мы с удовлетворением отметили положительные элемен­ты в обсуждении проблем развития, какие обнаружились в экуменических размышлениях по теме "Церковь и общество", в частности, в работе VI секции Ассамблеи в Найроби...

Однако недостаток вовлечения в экуменическую дискуссию представителей социалистического общества наложил свой од­носторонний отпечаток на характер докладов и результативных документов VI секции... Без достаточного внимания к решению гуманитарных, социологических, экономических, технических, экологических и других проблем в социалистическом обществе невозможно представить реальную картину происходящих в мире процессов...

2. Мы с удовлетворением отмечаем, что V Генеральная Ассамблея Всемирного Совета Церквей живо откликнулась на важнейшие проблемы современности...

В своем анализе современной ситуации Ассамблея правиль­но отмечает, что борьба за права человека немыслима без борьбы за ликвидацию тех причин, которые порождают наруше­ние этих прав...

В этой связи мы с удовлетворением отмечаем положитель­ную оценку Ассамблей Заключительного акта Хельсинкского Совещания...

Мы глубоко удовлетворены поддержкой со стороны Ассам­блеи программы ВСЦ по борьбе с расизмом, ибо убеждены в том, что все без исключения христиане должны бороться с этим страшным грехом.

3. ...Ассамблея видит одной из важных задач ВСЦ в после-ассамблейный период борьбу с дискриминацией женщин. При­ходится только с сожалением отметить, что по вопросу поло­жения женщин, который обсуждался в специальном пленарном заседании, не было заслушано представление ни одной жен­щины-христианки из какой-либо социалистической страны, ко­торая могла бы поделиться опытом жизни своих сестер в своем обществе, где нашли уже решение многие из проблем, волну­ющих женщин в других частях мира...

4. К сфере озабоченности Всемирного Совета Церквей воп­росами международного мира... относятся и несколько резолю­ций по конкретным современным политическим вопросам, ка­кие были приняты Ассамблеей...

Мы считаем важным выражение в специальной резолюции Ассамблеи глубокой озабоченности ее участников по поводу развития ядерного потенциала в ЮАР, осуществляемого с по­мощью ряда стран Запада и многонациональных корпораций, которое укрепляет апартеид и содержит в себе тяжелые пол­итические и военные последствия...

Мы выделяем резолюцию "Разоружение – Соглашение Хель­синки". Сам по себе первоначальный проект этой резолюции имел серьезное значение для привлечения внимания Церквей – членов ВСЦ к важности Заключительного акта Совещания по безопасности и сотрудничеству в Европе, к необходимости содействовать осуществлению в жизни его Десяти принципов...

Как известно, именно эта резолюция была использована некоторыми участниками Ассамблеи в целях компромата, непо­колебимо веря, что после всех этих мытарств наконец-то прав­да восторжествует.

Объективному освещению вопроса не содействовало, преж­де всего, то, что в ходе подготовки Ассамблеи в официальное представление на пленуме многочисленных тем, входящих в ее программу, не был включен ни один представитель Церквей – членов ВСЦ из Советского Союза или их какой-нибудь другой социалистической страны. Вследствие этого участники ассам­блеи имели по преимуществу информацию, которую доставляли им околоассамблейная газета "Ассамбли таргет" и газета "Таргет" и тенденциозные и многочисленные выступления в секциях и "слушаниях" церковных лидеров-эмигрантов из Прибалтики. Представители Церквей из нашей страны, желавшие выступать в дискуссиях на пленуме Ассамблеи по различным вопросам ее повестки дня, в редком случае получали эту возможность. Все это могло способствовать созданию одностороннего и необъ­ективного представления у многих участников Ассамблеи о жизни в нашей стране...

Нас глубоко огорчили поспешность, с какой было нарушено на Ассамблее так называемое "молчание" в отношении нашей страны и тот небратский дух, какой создавался при этом на Ассамблее...

III. Общие замечания, касающиеся работы Ассамблеи

1. На Ассамблее в моменты нередких богослужений и обще­ственных молитв обнаруживалась искусственно создаваемая атмосфера экзальтированности, которую некоторые склонны были рассматривать как действие Святого Духа. С православ­ной точки зрения, это может квалифицироваться как возвраще­ние к нехристианскому религиозному мистицизму, который не может способствовать созиданию подлинной молитвенной на­строенности, когда верующие во Христа особенно чувствуют себя братьями и сестрами. Мы приветствуем разнообразие форм молитв, существующих в различных христианских тради­циях, но мы против навязывания искусственно создаваемых экспериментальных форм, имевших место на Ассамблее, на которой, к тому же, была фактически допущена дискриминация древней литургической практики Церквей кафолической тради­ции...

2. ...Нас также удивляет то обстоятельство, что все основные доклады на Ассамблее были представлены ее протестантскими участниками, в силу чего не был услышан голос православных в представлении и раскрытии основной темы Ассамблеи "Иисус Христос освобождает и объединяет".

...В то же время, сознавая количественное меньшинство православных среди своих братьев-протестантов, мы понима­ем, что в дискуссии или голосовании весьма легко собрать арифметическое большинство голосов христиан протестантской традиции. Перед нами возникает вопрос, насколько это пра­вильно в межконфессиональной семье Всемирного Совета Цер­квей...

3. ...Как уже говорилось, ни один из представителей христи­анских Церквей из социалистических стран не был включен в число докладчиков по основополагающим проблемам програм­мы Ассамблеи. Вместе с тем была сделана попытка, не без поощрения отдельных официальных лиц Всемирного Совета Церквей, как бы подменить голос делегации Русской Право­славной Церкви мнением церковных диссидентов, находящихся в напряженных отношениях с церковной властью и в отчуждении от настроения подавляющего большинства членов Церкви.

139 Нельзя пройти в связи с этим мимо наметившейся тенден­ции во Всемирном Совете Церквей иметь прямые контакты с такими людьми, минуя церковное руководство, что рассматри­вается нами как прямое или косвенное недоверие с Священно­началию нашей Церкви или стремление посеять это недоверие. Со всей ответственностью мы не можем не обратить внимания руководства Всемирного Совета Церквей на то, что подобные контакты, могущие в какой-то степени подрывать принципиаль­ные нормы течения жизни нашей Поместной Церкви или ослаб­лять ее внутреннее единство, будут приводить к ослаблению нашего сотрудничества с Всемирным Советом Церквей.

4. На Ассамблее наблюдались также попытки дискредитиро­вать наше Отечество в глазах африканского и мирового обще­ственного мнения как государство, где права человека будто бы не имеют возможности получить полного выражения...

6. Православные (и не только православные) делегаты были неприятно изумлены исключением из внешнего оформления Ассамблеи общехристианских символов...

В свою очередь, Русская Православная Церковь, несмотря на свое несогласие с отрицательными сторонами Ассамблеи, по-прежнему ценит свое участие в этом экуменическом содру­жестве Всемирного Совета Церквей. А потому вслед за участ­никами I Генеральной Ассамблеи ВСЦ в Амстердаме мы хотим повторить, обращаясь к нашим сестрам и братьям во Всемир­ном Совете Церквей: "Мы решили оставаться вместе!"

ЖМП. 1976. №4. С. 7-13