logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

359 Говорить всю правду – единственный путь Церкви [по материалам пресс-конференции в редакции журнала "Столица", посвященной положению рпц] (19.2.1992)

19 февраля в редакции журнала "Столица" состоялась пресс-конференция, посвященная положению Русской Право­славной Церкви, или, вернее, Московской Патриархии, после опубликования в ряде органов печати документальных данных о сотрудничестве ее иерархов с КГБ.

О. Георгий Эдельштейн. Мое интервью в "АиФ" не содержа­ло абсолютно ничего нового... Первым выступил мой епископ, устроили епархиальное собрание, где было больше ста человек, и в течение трех часов меня били ногами, мазали дегтем, довод был ровно один: как я посмел выдать наши профессиональные тайны. Если ты об этом заговорил, то это отвратит верующих от Русской Православной Церкви... Я категорически против выяснения, кто виноват. Виноваты все мы, без исключения: одни стучали, другие делали вид, что не видят, не слышат, не знают. Нас, священников Московской Патриархии, рукополага­ли в сан офицеры КГБ. И мы – не знали? Так неужели я не виноват в том, что я столько лет молчал об этом? Неужели есть здесь хоть один человек, который не знает, что весь, сверху донизу, Отдел внешних сношений – филиал КГБ? Меня пора­зила одна публикация в тех же "АиФ". Оказывается, именно этому отделу сейчас выкручивают руки, чтобы провести в него "своего человека" из КГБ... Мне очень радостно, что речь все время идет о нас, о Московской Патриархии. Другие конфессии о том, что у них есть гебешники, не сказали ни разу. Значит, Русская Православная Церковь – самая живая. Я думаю, что говорить всю правду – единственный путь Церкви...

Александр Нежный. Мы имеем дело с ситуацией уникальной, трагической. Непросто привести пример в истории христиан­ской Церкви, когда вскрывается такое падение, обнажаются такие язвы. Но именно поэтому надо весьма сдержанно и очень трезво подходить к явлениям, которые сейчас стали достоянием общества. Потому что при всем том, что, как я сказал, является трагедией для народа, для общества и, в первую очередь, для Церкви, при всем этом надо понимать чрезвычайно сложное положение священнослужителей. Не каждый из них, я думаю, шел на сотрудничество с КГБ... Наиболее яркие образцы такого служения партии и государству мы видим в лице митрополита Киевского Филарета, митрополита Питирима, можно вспомнить также митрополита Воронежского Мефодия – он сейчас прила­гает много усилий, чтобы представить себя большим деятелем, большим другом детей. Но многие несли эту повинность, как крест, и сейчас, я думаю, с большим внутренним облегчением воспринимают все последние известия. Архиепископ Саратов­ский Пимен написал мне недавно: "Иные из нас были, как солдаты, захваченные в плен, но не изменившие своему Отече­ству, а многие, были солдатами, которые это Отечество преда­ли". И добавил, что нам не нужны ни антоновы, ни аббаты167...

Безусловно, вскоре встанет вопрос о Патриархе... В доку­ментах, обнаруженных комиссией Парламента, найден также щелчок, адресованный тогда митрополиту Алексию со стороны отдела пропаганды и агитации ЦК КПСС. Был уже 1986 год. "Из записки отдела пропаганды ЦК КПСС о письме митрополита Алексия"... Письмо было написано по инициативе митрополита Алексия председателю отдела духовного просвещения МП. Суть письма заключалась в том, чтобы государство наконец-то раз­решило Церкви выполнять не только обрядовые функции, но и социальные: благотворительность и все то, что связано с этим направлением. Письмо за своей подписью митрополит Алексий направил в ЦК и получил следующий ответ: "Поскольку в письме прослеживается стремление повысить престиж и фактические права Церкви путем обеспечения ей некоего партнерства в отношениях с государством в решении социальных, экономиче­ских и культурных задач, руководству Совета по делам религий при Совмине СССР следует в беседе с автором подчеркнуть, что, соблюдая конституционную гарантию свободы совести и в традициях отделения Церкви от государства, Церковь должна заниматься удовлетворением религиозных потребностей без вмешательства в вопросы, относящиеся к политической систе­ме советского общества".

После этой отповеди митрополит Алексий был снят с поста управляющего делами МП и отправлен в Питер на кафедру. Думая обо всем этом, ища возможный выход из создавшегося положения и обозревая ряды епископата, мы находим, что есть люди, которые могут поднять этот тяжкий груз и вынести его. Но, кажется, какая-то реформа в управлении Церкви была бы сейчас весьма полезной... Ведь печальный длинный список ставших уже известными агентурных имен расшифрован далеко не до конца.

В связи с этим особую тревогу вызывает у меня один из документов, говорящий о том, что молодые люди, окончившие школу КГБ, были потом посланы на учебу в духовные заведения как в России, так и за рубежом. Они двигались параллельно по двум карьерам. В епископате Русской Православной Церкви есть кадровые офицеры госбезопасности. Деятельность парла­ментской комиссии продлена еще на две недели...

Дьякон Андрей Рыбин168. В течение шести лет своей работы я достиг в отделе определенных высот, сделал церковную карьеру. Однако в августе 1989 года я с группой единомыш­ленников из отдела, тоже бывших сотрудников, также с группой иностранцев, подготовил документ, критикующий позицию и политику (Совета Церквей), а также политику бывшего СССР и соцлагеря в области прав человека. После этого заявления я перешел в разряд церковнослужителей неблагонадежных, нело­яльных и невыездных. И вот в течение полутора лет после жесткой обработки меня органами госбезопасности (мы в от­деле имели каждый своего куратора из КГБ) противостояние дошло до предела, и после окончательного моего разрыва с ними в мае 1991 года я был из отдела изгнан – конечно, с их подачи... Вы, конечно, знаете, что Отдел внешних сношений был образован в 1946 году с подачи бериевской охранки. И вот с этого самого времени, уже более 40 лет, работа отдела проис­ходит под жесточайшей, полной опекой КГБ. Именно с тех пор и по сей момент главным идеологом и разработчиком основных направлений является Буевский. Это ветеран не только отдела, но и МП, в отделе работает с 1946 года, и его перу принадлежат все документы, которые выходили в МП – с беспрерывными осаннами всем нашим лидерам, начиная с учителя И.В. Сталина и кончая последним нашим экс-президентом. Но помимо Буев-ского в отделе есть менее маститые люди, которые начали свое восхождение по ступеням церковной дипломатии также со вре­мен И.В. Сталина. И эти люди продолжают играть в отделе существенную роль...

Несколько слов о "миротворческой деятельности". Как ее участник, заявляю со всей ответственностью: ничем иным, кро­ме как чистым блефом, она никогда не была...

И, конечно, все это касается и других отделов: издательско­го, вновь созданного отдела по благотворительности и мило­сердию, созданного с подачи КГБ совсем недавно Всеправославного молодежного движения...

РМ. 28.2.1992