Что там услышишь из песен твоих?
Не так трудно оспорить и Достоевского, усматривая у него, как это часто делалось, ересь его собственного персонажа – Шатова: подмену веры в Бога верой в веру народа. Но проблема в том, что если крайние утверждения одной и другой стороны бездумны, то в совокупности, во взаимоуничтожающем взаимодополнении они обнаруживают какую-то очень важную истину о нас. Где еще найдется народ, внушавший своим мыслителям до такой степени разноречащие суждения о своем отношении к вере? И у кого еще террорист прошлого столетия подкладывал бомбу, чтобы уничтожить, как абсолютно реального противника, – образ Божией Матери? Не сановника, не государственного мужа, не монарха – а икону?
А когда мы начинаем думать о послереволюционном опыте, трудно отделаться от чувства, что каждое из взаимоисключающих безумных суждений по-своему оправдалось. Народ-богоносец, в чистоте сохранивший напечатление Христа распятого, – эти дерзновенные слова как будто подтверждаются огромным множеством мучеников и исповедников, с несравненной простотой шедших на расстрел и в ГУЛАГ.
Я слышал от покойной Наталии Ивановны Столяровой, что своими наставницами в науке мужества – которое у нее самой носило вполне гражданский и секулярный характер – она считала встреченных ею в лагере старушек, терпевших за то, что принимали и прятали у себя преследуемых духовных лиц. От одной из них добивались на допросе, конечно, не без побоев, где скрывается такой-то опальный епископ: "Я знаю, но вам никогда не скажу; вы боитесь друг друга и ваших начальников, а я вас не боюсь". Воистину, "здесь терпение и вера святых" (Откр. 13:10). Мне случалось разговаривать с образованным немцем, видным психиатром, который, повидав в русском плену таких старушек, принял православие. Все это – реальность, о которой мы вправе говорить, более того, обязаны говорить. Мученики нашей земли – то "облако свидетелей" (Евр. 12:1), которое всегда перед нами и вокруг нас, если мы имеем глаза, чтобы видеть. Но если страдальцев – тысячи, то отступников – миллионы.
Отступничество активное принимало у нас, особенно в 20-е – 30-е годы, формы чудовищной одержимости, отчасти сравнимой с тем, что повидали монастыри некоторых частей Испании в годы гражданской войны (однако у нас бушевавшей гораздо дольше и на большем пространстве). Ребенком я слышал от старушки, приехавшей в Москву из деревни, как у них местные комсомольцы забирались на колокольню еще не закрытой церкви и – прости, читатель! – мочились сверху на крестный ход: на собственных отцов и матерей, дедушек и бабушек. Не "инородцы" с окраин, даже не партийцы из города: местные, деревенские, свои парни, плоть от плоти и кость от кости крестьянской Руси. Самое поразительное, может быть, что собеседница моя говорила, а я слушал без гнева и удивления, только удрученно, не более. Такой была повседневность, такими были скучные, однообразные будни нашей земли – из года в год, из десятилетия в десятилетие.
Но теперь подумаем: чтобы лихие мальчишки могли вести себя подобным образом, – до какой степени забитости должны были дойти старшие? И здесь сыграло свою роль, как кажется, то, что мы, русские, как-то чересчур жалеем своих деток. Возьмем семьи, где младшее поколение не рвалось участвовать в буйном антирелигиозном хулиганстве, где родителям удалось передать детям крупицу уважения к религиозной традиции, а в лучшем случае – трепещущий под ветром, но и разгорающийся от него огонек веры. Даже в таких семьях – часто ли родители находили нужные слова и нужную решимость, чтобы рассказать своим сыновьям и дочерям о живой истории Церкви и гонений на Церковь, той истории, которой сами были свидетелями? Чтобы передать память о боли из рук в руки?
Все это куда как понятно. Человек, который себя не пожалеет, ребенка своего – пожалеет. Притом чересчур малому дитяти естественным образом не доверяют страшных тайн, чтобы они не омрачили его сознания, а он не выдал их врагам в своем лепете, – но дитя вырастает неприметно и быстро, и пока родители будут собираться с духом для разговора, перед ними, глядишь, уже парень, оболваненный школой и комсомолом, с которым поздно беседовать о мученичестве старших. Вчера было рано, сегодня рано – завтра будет поздно: о, как хорошо был известен такой счет времени верующим родителям в нашей стране!
Когда сейчас корят высших иерархов, отрицавших самый факт антирелигиозного террора в СССР, с такими укорами не поспоришь; но мы-то, мы сами, русская нация как целое? Хранила ли имена мучеников народная память как нечто существенно отличное от воспоминаний отдельных лиц и от специальных разысканий диссидентов и "Мемориала"? Нечто непоправимое произошло, когда сошли в могилу поколения свидетелей Тихоновской эпохи, – а младшие поколения по обоюдной вине не расслышали свидетельств этих свидетелей.
Я стоял за богослужением в храме на окраине Москвы, когда священник объявил – надо сказать, в словах невразумительных и невыразительных ("он был где-то мученик", без пояснений!) – о церковном прославлении святителя Тихона. О Господи, тут плакать бы, вспоминая тех, кто не дожил! Но только на немногих лицах обнаружилось живое чувство и понимание, – и лица эти были молодые, надо думать, читают люди "Вестник РХД" и еще что-нибудь в таком же роде. Простые лица "церковных старушек" не выражали решительно ничего. Ведь много прошло времени, так что теперешние "церковные старушки" – не прежние; теперешние в 20-е – 30-е годы только рождались и были несмысленными младенцами; а от старших слишком мало слыхали. Попробуй, растолкуй таким, что их век прожит "там, где престол сатаны", – они искренно, чистосердечно будут недоумевать: о чем это им говорят, что стряслось? Среди них немало таких, что и в храм стали ходить, выйдя на пенсию (или дожив до "перестройки"), после беспорочно прожитой советской жизни: такая была хорошая жизнь, как все, так и я, начальство всегда хвалило и в пример ставило, – а теперь к Богу пора, только в чем же каяться? Ну, разве что для порядка настроиться на минутку покаянно, вроде того, как русский человек в согласии с употребительным текстом молитвы перед общей исповедью обязан каяться в "плясании" или "тайноядении", – но ведь серьезного-то ничего, вроде, не было? О святая простота, как сказал некогда Ян Гус по очень сходному поводу.
Вот проблема, стоящая за всяческими "декларациями" церковных властей. Если держать ее в уме, непримиримость Зои Крахмальниковой покажется уж очень оптимистичной; словно бы немощь "Московской Патриархии" была совершенно инородным наростом на теле полноты русского Православия, который возможно устранить, и тогда зримо воссияет Церковь мучеников и исповедников.
Как будто компромиссы иерархии начались не после того, как большинство нации – будем называть вещи своими именами! – предало эту самую иерархию. Да, меньшинство хран ви, и об эту верность разбились все усилия "живоцерковцев". Но как только мы начинаем рассматривать церковнополитическую историю в контексте истории всенародной, становится видно, что поддержка обновленчества была для официозного безбожия лишь сугубо случайным и сугубо временным маневром; чрезвычайно скоро оно перестало в подобных маневрах нуждаться. Для вступавших в жизнь поколений "простых советских людей", увы, уже не было вопроса, в чью "церкву" ходить, к обновленцам или приверженцам Патриарха. В течение всего довоенного времени безбожие набирало силу и сатанело от своих побед.
Полезно подумать – ради опыта "различения духов" – о том, как отступничество масс (и, разумеется, большинства интеллигенции) выглядело изнутри. Попытаемся понять то, что невозможно оправдать. Конечно, новые господа жизни за предательство, как сказано у Ахматовой, платили золотом; однако сводить проблему к этому было бы несправедливо, а говорить о продавшихся – неинтересно. Куда интереснее, что важную роль играли мотивы, человечески говоря, "возвышенные", даже чуть ли не "христианские", – но, конечно, в корне отличные от собственно христианской мотивации, той, которая указана в Евангелии: "Аще возлюбите Меня..." (Ин. 14:15).
Во-первых, это была ложно направленная потребность в аскетическом "отсечении" своей воли и предания себя во власть непоблажливому наставнику, чем суровее, тем лучше (ср. обращение к большевику у Мандельштама: "Ты должен мной повелевать, /А я обязан быть послушным...").
Во-вторых, это была столь же извращенная жажда "соборности", общинности (ср. у Маяковского: "...что общие даже слезы из глаз").
В-третьих, это был восторг перед всеобъемлющим учением, которое берется осмыслить каждый факт через включение его в предельно универсальную авторитетную систему (богословие без Бога, даже мистика без Бога).
В-четвертых, наконец, это было не только корыстное, но и совершенно бескорыстное преклонение перед историческим успехом, подсознательно исходящее из очень трудно преодолеваемого представления, будто Бог всегда с победителями ("История работает на нас", как пародия на "С нами Бог"). Сегодня "дети века сего" совершено так же принимают и выдают свое злорадство по поводу исторического поражения коммунизма за духовную победу над его ложью. Но в христианстве имеет цену только то, что решительно не зависит ни от чьей победы и ни от чьего поражения в истории.
Когда пришла война и бесцеремонно возвратила людей от идеологического бреда к простейшим реальностям жизни и смерти, к "архетипам" народного самосознания, разгулявшаяся бесовщина принуждена была войти в берега. Но в берегах она чувствовала себя вполне уверенно, и еще вопрос, что хуже, – буйный разлив злой силы или ее "упорядоченное", но зато и признанное почти всеми присутствие. Война и победа обернулись серьезным искушением для тех, кто не поддавался на прежние искушения, и особенно для иерархии. Чтобы понять атмосферу времени, вспомним военные стихи Пастернака, в которых великий поэт с немыслимой для него раньше или позднее сусальностью стилизовал облик советского воина под иконописный лик св. Георгия Драконоборца ("Ожившая фреска"); вспомним мощный порыв эмиграции к возвращению в Россию, обернувшийся для столь многих годами ГУЛАГА. Ведь даже такие люди, как Бердяев, тогда дрогнули и заколебались. Возникала иллюзия возрожденного духовного единства наций, сбывшейся мечты о возврате к Святой Руси; иллюзия эта была тем опаснее, что основывалась на некоторой правде об опыте войны, густо перемешанной и с казенной ложью, и, что важнее, с искреннейшим самообманом.
Таков контекст, в котором необходимо рассматривать слова и дела тогдашних иерархов, получивших от Сталина некую резервацию, как казалось, для церковного делания. Формула "богоизбранный вождь" в применении к Сталину звучит для современного слуха ужасно, и она впрямь ужасна; но родилась она не когда-нибудь еще, а именно в годы войны, когда русский народ, в отчаянной борьбе защищавший свое национальное бытие, увы, не имел другого правителя... Не будем изображать гневного непонимания; понять случившееся тогда нетрудно, война вправду была очень серьезным фактором в общей комбинации обстоятельств.
Но что правда, то правда: тогда был сделан шаг в сторону ужасающей двусмысленности. Что получается? Епископ в самых узких пределах "резервации" делает свое дело, атеистический лектор-пропагандист на просторах шестой части суши делает свое дело; а оба они вместе, что же, делают некое общее дело? Из теории всеобщего "морально-политического единства" получалось именно так. Думать об этом страшнее, чем о слабостях и компромиссах тех или иных персон. Не будь войны, формула из "Декларации" митрополита Сергия об общих радостях и неудачах осталась бы словесной завитушкой. Но в годы войны вправду были какие-то общие беды и общие радости. А потом уже нелегко было выбраться из тупика, в который сами зашли на предлагаемом пути к возрождению Руси.
Как бы ни было больно читать слова о "богоизбранном вожде", все же мне кажется, что главная ошибка была сделана не в те страшные годы, также и не в пору хрущевской антирелигиозной кампании, а позже, при Брежневе. В 70-е годы общественное мнение интеллигентских кругов, но также и так называемых масс резко изменилось, став несравнимо более благоприятным в отношении религии. Интеллигенты, и не они одни, стали отыскивать возвратный путь в Церковь; обращения тех лет были, как правило, более серьезными, чем это имеет место сегодня. Иерархия, за немногими исключениями, продолжала вести себя так, словно не замечает этого.
Мне вспоминается из тех лет одна картина: праздник Введения во Храм в одном из наиболее популярных среди столичной интеллигенции московских приходов, чуть не половина молящихся – молодые люди, много еврейских лиц, но и прочие в большинстве своем явно пришли к вере во взрослом возрасте; и перед такими-то слушателями влиятельный иерарх толкует в хорошо построенной проповеди, что-де все вы, братья и сестры, были принесены в храм в должный день после рождения вашими благочестивыми родителями... Поскольку проповедующий никак не был человеком глупым, такой проповеди не понять иначе, как совершенно сознательный отказ от реальности в пользу условного, искусственного мира. Он словно бы говорил: не вижу вас, не хочу вас видеть, обращаюсь к другой, воображаемой пастве; а вы не нужны мне' и не нужны Церкви. Сейчас, задним числом, поздно высчитывать, что могло быть и чего не могло быть сделано для народившейся тогда и подвергавшейся гонениям новой христианской общественности; но нет сомнения, что самый факт ее бытия мог быть учтен Московской Патриархией в большей степени, чем это имело место. И тот модус поведения, который для 40-х годов язык не поворачивается критиковать, для 70-х годов был уже, кроме всего прочего, анахронизмом.
В настоящее время сама жизнь бесцеремонно заставляет каждого вернуться к реальности, расправляясь со всеми иллюзорными мирами. Дай Бог, чтобы отрезвление не оборачивалось ни озлоблением, ни отчаянием; чтобы каноническая идентичность Русской Православной Церкви не утонула в волнах неодонатизма; чтобы православные люди различных "юрисдикции" нашли путь к примирению, основанному не на индифферентизме, но на подлинном страхе Божием и подлинном братолюбии.
Чтобы мы сумели сделать верные выводы из сокровищницы нашего опыта, оплаченного такой дорогой ценой.
"Имеющий ухо да слышит, что Дух говорит церквам" (Откр. 3:6).
- Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991)
- Оглавление
- Благословение Его Высокопреосвященства митрополита Антония Сурожского
- Введение
- Особенности настоящего издания
- Герд Штриккер. Роман ресслер – православный христианин на западе Этот труд посвящается профессору доктору Роману Ресслеру
- Сергей Аверинцев. "имеющий ухо да слышит..." Кого я люблю, тех обличаю и наказываю. Итак, будь ревностен и покайся. Откр. 3:19
- Что там услышишь из песен твоих?
- Герд Штриккер. Русская православная церковь в советском государстве Очерк истории отношений между Церковью и государством
- Уничтожение рпц после Октябрьской революции
- "Официальная" Церковь с 1943 года– Патриарх Алексий I (1945–1970)
- Преследования при Хрущеве
- Рпц при Патриархе Пимене (1971–1990) во времена "застоя"
- Поворот церковной политики вследствие "перестройки" Горбачева
- Тысячелетие Русской Православной Церкви
- Возрождение Церкви после празднования Тысячелетия Крещения Руси – Патриарх Алексий II
- Схизмы на Украине
- Русская Православная Зарубежная Церковь – Свободная Русская Православная Церковь
- Дискуссия о Церкви и кгб
- Взгляд в будущее
- Документы и комментарии
- 1. Поместный Собор 1917–1918 гг. – Декрет об отделении Церкви от государства – Гражданская война
- 1 Послание Священного Собора Православной Российской Церкви (11.11.1917)
- 2 Определение по общим положениям о высшем управлении Православной Российской Церкви (4.11.1917)
- 3 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о правовом положении Православной Российской Церкви (2.12.1917)
- 4 Определение [Собора] о Священном Синоде и Высшем Церковном Совете (7.12.1917)
- 5 Определение [Собора] о круге дел, подлежащих ведению органов Высшего церковного управления (8.12.1917)
- 6 Определение [Собора] о правах и обязанностях Святейшего Патриарха Московского и всея России (8.12.1917)
- 7 Послание Святейшего Патриарха Тихона о вступлении на Патриарший Престол Православной Российской Церкви (18.12.1917)
- 8 [Послание Патриарха Тихона. Анафематствование большевиков] (19.1.1918)
- 9 Декрет Совета Народных Комиссаров об отделении церкви от государства и школы от церкви (23.1.1918)
- Собрание узаконений и распоряжений. 1918. № 18. С. 263
- 10 [Постановление Священного Собора по поводу декрета об отделении Церкви от государства] (25.1.1918)
- 11 Воззвание Священного Собора к православному народу [по поводу декрета Совета Народных Комиссаров о свободе совести] (27.1.1918)
- 13 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об епархиальном управлении (14, 20, 22.2.1918)
- Глава I. Об епархии, ее устройстве и учреждениях
- Глава II. Об епархиальном архиерее
- Глава III. Об Епархиальном Собрании
- Глава IV. Об Епархиальном Совете
- 14 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о мероприятиях, вызываемых происходящим гонением на Православную Церковь (18.4.1918)
- 15 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о православном приходе. Приходский Устав (20.4.1918)
- Глава 1. Общие положения
- Глава V. Об управлении приходскими делами
- Глава VI. О приходском собрании
- Глава VII. О Приходском Совете
- Глава VIII. О приходских учреждениях
- Глава IX. Просвещение населения
- Глава XIII. О союзах приходов
- 16 Решение членов Собора официально не открывать третью сессию Священного Собора (2. 7. 1918)
- Собрание Губонина
- 17 [Из Конституции рсфср от 10.7.1918]
- История советской конституции. С. 78, 85
- 18 Послание Святейшего Патриарха Тихона [накануне Успенского поста] (8.8.1918)
- 19 Постановление Народного Комиссариата
- Гидульянов п. В, Отделение... С. 622-623
- 20 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о церковном имуществе и хозяйстве (6.9.1918)
- 21 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви об охране церковных святынь от кощунственного захвата и поругания (12.9.1918)
- 22 Определение Священного Собора Православной Российской Церкви о привлечении женщин к деятельному участию на разных поприщах церковного служения (20.9.1918)
- 23 Обращение Святейшего Патриарха Тихона к Совету Народных Комиссаров [по поводу годовщины Октябрьского переворота] (7.11.1918)
- 24 Из программы ркп(б), принятой на VIII съезде партии (18-23.3.1918)
- Коммунистическая партия в резолюциях... С. 420-421
- 25 Послание Святейшего Патриарха Тихона к духовенству Русской Церкви с призывом о невмешательстве в политическую борьбу (8.10.1919)
- Филиппов. Послание Патриарха Тихона. С. 8-10
- 26 Послание Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, в связи с закрытием гражданскими властями Свято-Троицкой Сергиевой Лавры (10. 9. 1920)
- Собрание Губонина
- 27 Постановление Святейшего Патриарха, Священного Синода и Высшего Церковного Совета Православной Российской Церкви (№ 362) (20.11.1920)
- ЦВе(к). 1926. № 17-18. С. 6-7; Регельсон л. Трагедия... С. 269-270
- 28 Письмо Патриарха Тихона архиепископу Серафиму (Лукьянову) Финляндскому и Выборгскому (5.2.1921)
- Архив архимандрита Сергия. Париж
- Собрание Губонина
- 2. Изъятие церковных ценностей. Процесс против митрополита Вениамина Петроградского
- 30 Воззвание Святейшего Патриарха Тихона "к народам мира и к православному человеку" по поводу голода в России (лето 1921)
- Собрание Губонина
- 31 Письмо Патриарха Тихона в Президиум Всероссийского комитета по оказанию помощи голодающим (22.8.1921)
- Собрание Губонина
- 32 Декрет Всероссийского Центрального
- 33 Послание Патриарха Тихона о помощи голодающим и об изъятии церковных ценностей (28.2.1922)
- Введенский а. И. Церковь и государство. М., 1926
- 34 Письмо митрополита Вениамина в Петроградский Губисполком об условиях передачи церковных ценностей (12.3.1922)
- 35 Заявление Патриарха Тихона в "Известиях вцик" (15.3.1922)
- Известия вцик. 15.3.1922
- 36 Секретное письмо в.И. Ленина членам Политбюро (19.3.1922)
- Врсхд. 1970. № 98. С. 54-57
- 37 Протокол № 8 заседания Комиссии по учету и сосредоточению ценностей (20.3.1922)
- Цгаор ссср ф. 1235, оп. 1с, д. 59, л. 89-90
- 38 Телеграмма Смирнова Троцкому об образовании Агитационной Комиссии (22.3.1922)
- 39 Телеграмма Ленину, Троцкому, Зиновьеву, Сталину, Каменеву и Молотову о событиях в Шуе (21.3.1922)
- Цгаор ссср ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 408
- 40 Распоряжение Троцкого об изъятии церковных ценностей (26.3.1922)
- ЦгаорсссРф. 1235. Оп. 1с, д. 60, л. 393
- 41 План изъятия церковных ценностей по Петрограду (28.3.1922)
- Цгаор ссср ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 63
- 42 Доклад Комиссии по изъятию ценностей (29.3.1922)
- Цгаор ссср, ф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 939-941
- 43 Воззвание к петроградской православной пастве
- Цгаор сссРф. 1235, оп. 1с, д. 60, л. 70-71
- 44 Телеграмма Председателя вцик Зиновьеву в Петроград (21.4.1922) № 2358/ш
- Цгаор ссср ф. 1235, оп. 1с, д. 59, л. 27
- 45 Сводка изъятых ценностей из церквей Петроградской Губернии (29.4.1922)
- Цгаор ссср ф. 1235, оп. 1с, д. 60, с. 251
- 46 Телеграмма Сталину об оплате расходов по антитихоновской агитации (24.5.1922)
- Цгаор ссср ф. 1235, оп. 1с, д. 59, л. 61
- 47 Последнее слово митрополита Вениамина перед трибуналом (4.7. 1922)
- "Дело" Митрополита Вениамина. Петроград, 1922. С. 80
- 48 Постановление трибунала в процессе "86" (5.7.1922)
- "Дело" Митрополита Вениамина. Петроград, 1922. С. 84-86
- 49 Суд над "князьями церкви" (июль 1922) справедливый приговор.
- Живая Церковь. 1922. № 6-7. С. 11
- 50 Председатель Высшего Церковного Управления просит о смягчении приговора митрополиту Вениамину и другим подсудимым (15.7.1922)
- Живая Церковь. 1922. № 6-7. С. 12
- 51 Постановление об отводе части церковных ценностей на оборону республики (12.11.1922)
- Цгаор ссср. Ф. 1235. Оп. 1с. Д. 140. Л. 68
- 52 Выступление Святейшего Патриарха Тихона со свидетельскими показаниями на процессе "московских церковников" по делу об изъятии церковных ценностей (1922)
- Собрание Губонина
- 3. Схизма "Живой Церкви" и обновленческое движение
- 53 Письмо Троцкого членам Политбюро цк ркп (б) (15.5.1922)
- 54 Из первого номера журнала "Живая Церковь" (май 1922)
- 55 Призыв представителей группы "прогрессивного духовенства" (14.5.1922)
- Правда. 14.5.1922
- 56 Письмо Святейшего Патриарха Тихона
- Собрание Губонина
- 57 Временное самоустранение патриарха Тихона от управления (12.5.1922)
- 58 [Признание схизматического церковного управления руководящими иерархами, в том числе будущим Патриархом Сергием] (16.6.1922)
- 50 Послание Заместителя Святейшего Патриарха Московского и всея Руси митрополита Ярославского Агафангела к архипастырям, пастырям и всем чадам Православной Русской Церкви (18.6.1922)
- 60 [Анафематствование Патриархом Тихоном "Живой Церкви"] (19.12.1922)
- Первый собор обновленцев (29.4 – 9.5.1923)
- 61 Грамота Высшего Церковного Управления (29.4.1923)
- Красницкий в. Поместный Собор 1923 года. С. 6
- 62 Приветствие Правительству Российской Республики (29.4.1923)
- Красницкий в. Поместный Собор 1923 года. С. 6-7
- 63 Приветствие вциКу (2.5.1923)
- Красницкий в. Поместный Собор 1923 года. С. 8
- 64 Резолюция Собора 1923 г. [о Православной Церкви, социальной революции, Советской власти и Патриархе Тихоне] (3.5.1923)
- Красницкий в. Поместный Собор 1923 года. С. 11-13
- 65 Резолюция Собора [о белом брачном епископате и о второбрачии] (4.5.1923)
- Красницкий в. Поместный Собор 1923 года. С. 21
- 68 [Резолюция Поместного Собора о реформах в церкви] (7.5.1923)
- Красницкий в. Поместный Собор 1923 года. С. 22
- 69 Послание Священного Синода [обновленцев] всем Восточным Патриархам (сентябрь 1923)
- Вестник Священного Синода. 18.9.1922. С. 1-3
- 70 Послание Святейшего Патриарха Тихона
- Собрание Губонина
- 4. Патриарх Тихон в поисках путей сосуществования с советской властью
- 71 Выдержки из протоколов Секретного отдела вчк (1921) (Из статьи в. Полосина "Вечный раб чк")
- Известия. 22.1.1992
- 72 Документы Антирелигиозной комиссии за 1923–1928 (Из статьи а. Нежного "Протоколы кремлевских мудрецов")
- Огонек. 1992. № 31-33. С. 8-9
- 73 Из обвинительного заключения по делу Патриарха Тихона (1923)
- К делу Тихона... С. 51-53
- 74 Антирелигиозная комиссия готовит судебный процесс над Патриархом Тихоном (1923). Из статьи а. Нежного "Протоколы кремлевских мудрецов".
- Огонек. 1992. № 31-33. С. 8-11
- 75 Заявление Патриарха Тихона в Верховный Суд рсфср (16.6.1923)
- Известия. 4.7.1923
- 227 78 Послание Патриарха Тихона к Церкви (1.7.1923)
- 79 Послание Святейшего Патриарха Тихона [против "Живой Церкви"] (15.7.1923)
- 80 Воззвание Патриарха Тихона и группы иерархов (август 1923)
- 81 Циркуляр Народного Коммисариата Юстиции № 254 о запрещении поминания в публичных молитвах лиц, находящихся под судом за совершение тяжких государственных преступлений (8.12.1923)
- Собрание Губонина
- 82 Постановление Святейшего Патриарха Тихона и вновь организовавшегося при нем Патриаршего Священного Синода по вопросу о деятельности Зарубежного Русского Высшего Церковного Управления (8.4.1924)
- Собрание Губонина
- 83 Циркуляр Народного Комиссариата Юстиции о сохранении силы за циркуляром нкю № 254 1923 года (10.4.1924)
- Собрание Губонина
- 84 Заявление Святейшего Патриарха Тихона во Всероссийский Центральный Исполнительный Комитет [относительно реформы календаря] (30.9.1924)
- 85 Так называемое "Предсмертное завещание" Патриарха Тихона (7.4.1925)
- Известия. Правда. 15.4.1925
- 5. От смерти Патриарха Тихона до Декларации Митрополита Сергия 1927 г.
- 86 Официальное сообщение Местоблюстителя Патриаршего Престола Петра, митрополита Крутицкого (12.4.1925)
- Русское время. 30.9.1925; цВе(к). 1925. № 21-22
- 87 Послание Местоблюстителя Патриаршего Престола митрополита Крутицкого Петра [о врагах Православной Церкви] (28.7.1925)
- Возрождение. 26.9.1925; Русское время. 30.9.1925; цВе. 1925. № 21-22
- 88 Завещание Патриаршего Местоблюстителя, митрополита Крутицкого Петра, на случай своей кончины (5.12.1925)
- Собрание Губонина
- Собрание Губонина
- 90 [Ходатайство митрополита Сергия о регистрации (легализации) Православной Русской Патриаршей Церкви] (1.6.1926)
- Архив архимандрита Сергия. Париж
- 81 [Проект послания митрополита Сергия к пастве, не одобренный правительством (Приложение к ходатайству от 10.6.1926, документ 91)] (10.6.1926)
- 92 Обращение православных епископов из Соловецких островов к правительству ссср (май 1927)
- Врсхд. Париж, 1927. Июль. С. 19-26; Польский м. Новые мученики... Т. 1. С. 169-177
- Собрание Губонина
- 94 [Послание пастырям и пастве (Декларация митрополита Сергия)] (29.7.1927)
- Известия. 19.8.1927; Патриарх Сергий... С. 59-63
- 95 [Второе послание митрополита Сергия и Временного при нем Священного Синода] (31.12.1927)
- Дело митрополита Сергия. Документ 44
- 96 Отклик православных епископов, заключенных в Соловках, на декларацию Заместителя Патриаршего Местоблюстителя и Временного Патриаршего Синода от 16(29) июля 1927 года (27.9.19x7)
- Собрание Губонина
- 6. Церковные схизмы после смерти Патриарха Тихона
- 97 Послание Временного Высшего Церковного Совета (ввцс) ко всем верным чадам Святой Православной Церкви (22.12.1925)
- Собрание Губонина
- Собрание Губонина
- 99 Доклад Временного Высшего Церковного Совета, поданный Патриаршему Местоблюстителю митрополиту Крутицкому Петру, находящемуся в заключении (29.1.1926)
- Собрание Губонина
- 100 Условная резолюция Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра на докладе членов Временного Высшего Церковного Совета (1.2.1926)
- Собрание Губонина
- Собрание Губонина
- Собрание Губонина
- 105 Обращение профессора протоиерея в. Верюжского к Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию о причинах нестроения в Ленинградской и других епархиях (декабрь 1927 г.)
- Собрание Губонина
- 106 Ответы Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия на обращение к нему профессора протоиерея в. Верюжского (декабрь 1927 г.)
- Собрание Губонина
- 107 Письмо архиепископа Угличского Серафима к митрополиту Сергию (6.2.1928)
- Собрание Губонина
- 109 Два письма митрополита Кирилла Казанского неизвестным иерархам по вопросу о заместительстве Местоблюстителя митрополитом Сергием (1934)
- Регельсон л. Трагедия Русской Церкви, с. 494-495
- 7. От декрета "о религиозных объединениях" 1929 года до II мировой войны
- 110 Постановление Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета и Совета Народных Комиссаров о религиозных объединениях (8.4.1929)
- Собрание узаконений и распоряжений. 1929. № 35. С. 353
- 111 [Комментарий к принятой 18.5.1929 года XIV Съездом Советов новой редакции 4-й статьи Конституции рсфср]
- Орлеанский н. Закон... С. 46-48
- 112 Интервью с главой Патриаршей Православной Церкви в ссср, Заместителем Патриаршего Местоблюстителя митрополитом Сергием и его Синодом (15.2.1930)
- 113 Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Крутицкого Петра Заместителю Патриаршего Местоблюстителя митрополиту Нижегородскому Сергию (из Хэ, Обдорского района) (26.2.1930)
- Собрание Губонина
- 114 Памятная записка Заместителя Патриаршего Местоблюстителя митрополита Нижегородского Сергия о нуждах Православной Патриаршей Церкви в ссср (19.2.1930)
- Последние новости. 3.6.1930
- 115 [Усвоение митрополиту Сергию титула "Блаженнейшего Митрополита Московского и Коломенского"] (27.4.1934)
- 116 Фальсификация народного прошлого (о "Богатырях" Демьяна Бедного) [Возрождение национальных и культурных традиций России97] (15.11.1936)
- Правда. 15.11.1936
- 117 Доклад Сталина на VIII съезде Советов о проекте Конституции ссср (25.11.1936)
- Правда. 26.11.1936
- 118 [Из Конституции ссср, принятой 5.12.1936]
- История советской конституции. С. 357-358
- 119 Указ [№ 52] Московской Патриархии о форме поминовения за Богослужениями Патриаршего Местоблюстителя (30.1.1937)
- Собрание Губонина
- 8. Русская Православная Церковь в период II мировой войны
- 120 [Послание митрополита Сергия в первый день войны (22.6.1941)]
- Русская Православная Церковь и... Война. С. 3-5
- 121 Речь митрополита Сергия на молебне о победе русского воинства (вечером 26 июня 1941 года в Богоявленском соборе в Москве)
- Правда о религии... С. 83-86
- 122 [Третье послание митрополита Сергия после начала войны (24.11.1941)]
- Русская Православная Церковь и... Война. С. 8-10
- 123 Предисловие митрополита Сергия к изданной Московской Патриархией книге "Правда о религии в России" (28.3.1942)
- Правда о религии... С. 7-14
- 124 [Послание митрополита Сергия в поддержку партизанской войны (26.6.1942)]
- Русская Православная Церковь и... Война. С. 29-31
- 125 [Осуждение митрополита Сергия Воскресенского и других епископов в оккупированной немцами Прибалтике102] (22.9.1942)
- Русская Православная Церковь и... Война. С. 32-34
- 126 [Призыв митрополита Сергия к пожертвованиям на танковую колонну имени Димитрия Донского] (30.12.1942)
- Русская Православная Церковь и... Война. С. 4-42
- 127 Прием и. В. Сталиным митрополита Сергия, митрополита Алексия и митрополита Николая (4.9.1943)
- Известия. 5.9.1943; жмп. 1943. № 1.С.5
- 128 [Собор епископов Православной Церкви избирает митрополита Сергия Патриархом] (8.9.1943)
- 129 Доклад митрополита Сергия на Соборе епископов о деятельности Православной Церкви за два года Отечественной войны (8.9.1943)
- 130 [Образование Совета по делам Русской Православной Церкви] (14.9.1943)
- 131 [Кончина Патриарха Сергия] (15.5.1944)
- Известия. 16.5.1944
- 132 Письмо Патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия Председателю Совета Народных Комиссаров, маршалу Советского Союза и.В. Сталину (19.5.1944)
- Известия. 21.5.1944; жмп. 1944. №6.0.48 Собор епископов Русской Православной Церкви (21-23.11.1944)
- 133 Речь Патриаршего Местоблюстителя митрополита Алексия на открытии Собора (21.11.1944)
- 134 Доклад председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совете Народных Комиссаров ссср г. Г. Карпова епископам (24.11.1944)
- 9. Сближение государства и Церкви: 1945 и последующие годы
- Поместный Собор 31.1.–2.2.1945
- 135 Обращение Поместного Собора Русской
- Известия. 4.2.1945; жмп. 1945. №2: с. 11
- 136 Речь представителя Советского Правительства председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при Совнаркоме Союза сср г. Г. Карпова на Поместном Соборе (31.1.1945)
- Известия. 4.2.1945; жмп. 1945. №2. С. 8-10
- 137 Положение об управлении Русской Православной Церковью (31.1.1945)
- Православный церковный календарь на 1946 год. Изд. Московской Патриархии
- 138 [Выступление епископа Кировоградского Сергия в прениях по проекту Положения об управлении Русской Православной Церковью (31.1.1945)]
- §40 Указывает, что настоятель является главой своей общины, ее представителем.
- 139 [Выступление ректора Богословского института протоиерея проф. Т. Д. Попова в прениях по проекту Положения об управлении Русской Православной Церковью (31.1.1945)]
- 140 [Выступление в прениях проф. Г. П. Георгиевского (31.1.1945)]
- 141 Послание Поместного Собора к Преосвященным архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви (2.2.1945)
- Известия. 6.2.1945; жмп. 1945. №2. С. 12-14
- 142 [Послание новоизбранного Патриарха Алексия архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Церкви Русской (4.2.1945)]
- 143 [Из записки г. Г. Карпова, председателя Совета по делам Русской Православной Церкви при снк ссср, и. В. Сталину] (15.3.1945)
- Наука и религия. 1990. № 8. С. 21
- 144 На приеме у Сталина [Доклад митрополита Николая о приеме Сталиным Патриарха Алексия] (10.4.1945)
- 145 Послание Патриарха Алексия архипастырям, пастырям и всем верным чадам Православной Русской Церкви (9.5.1945)
- 146 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия к архипастырям и клиру так называемой карловацкой ориентации (10.8.1945)
- 147 Новые права Русской Церкви107 (22.8.1945)
- Советский патриот. Париж, 4.1.1946
- 148 Открытие Троице-Сергиевой Лавры 108 (4.9.1945)
- Протокол № 20 заседания Св. Синода. Советский патриот. Париж, 4.1.1946
- 149 Возобновление богослужений в Троице-Сергиевой Лавре (21.4.1946)
- 150 Решение Собора Греко-Католической [униатской] Церкви (8-10.3.1946)
- 10. Обновление контактов с мировым христианством – Совещание Предстоятелей Православных автокефальных Церквей в Москве 1948 года
- 151 Резолюция по вопросу "Ватикан и Православная Церковь" (17.7.1948)
- Жмп. 1948. Специальный номер. С. 23-25; Деяния совещаний... Т. 2. С. 426-429
- 152 Резолюция по вопросу "Экуменическое движение и Православная Церковь" (17.7.1948)
- Жмп. 1948. Специальный номер. С. 26-27; Деяния совещаний... Т. 2. С. 434-436
- 153 Резолюция по вопросу "Об англиканской иерархии" {17.7.1948}
- Жмп. 1948. Специальный номер. С. 26-29; Деяния совещаний... Т. 2. С. 430-432
- 154 Обращение к христианам всего мира (17.7.1948)
- 155 Из протокола заключительного пленарного заседания глав и представителей православных автокефальных Церквей (17.7.1948)
- 156 Сопроводительное письмо в Генеральный секретариат Всемирного Совета Церквей по поводу резолюции Московской конференции относительно экуменических вопросов (1.8.1948)
- Копия оригинала в архиве в2м
- 11. Начало "борьбы за мир"
- 157 Призыв Патриарха Московского и всея Руси Алексия в защиту мира (февраль 1949)
- 158 [Речь митрополита Николая на I Всесоюзной конференции сторонников мира в Москве] (26.8.1949)
- Жмп. 1949. № 9. С. 12-г 7; Русская Православная Церковь... За мир. С. 26-31
- 159 Обращение Конференции всех церквей и религиозных объединений в ссср к церквам, религиозным объединениям, духовенству и верующим всех религий всего мира (12.5.1952)
- Известия. 13.5.1952; жмп. 1952. № 5. С. 22-24
- 160 Речь Патриарха Московского и всея Руси Алексия перед панихидой по и. В. Сталине, сказанная в Патриаршем соборе в день его похорон (9.3.1953)
- 12. Предвестники новых гонений на Церковь
- 161 "Дурной глаз" [антирелигиозный фельетон] (18.12.1953)
- Комсомольская Праща. 18.12.1953
- 162 "Там, где бездействует клуб". Письмо в редакцию117 (8. 9. 1954)
- 163 О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения. Постановление цк кпсс (7.7.1954)
- 164 Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения. Постановление цк кпсс (10.11.1954)
- 165 [Патриарх Алексий по поводу восстания в Венгрии118] (1.1.1957)
- 166 Речь Патриарха Алексия по поводу сорокалетия восстановления Патриаршества в Русской Православной Церкви (11.5.1958)
- 167 [Изменение отношения к экуменическому движению. Речь митрополита Николая в Московской духовной академии] (13.5.1958)
- 168 "Усилить научно-атеистическую пропаганду" (1958)
- 160 [Священный Синод отлучает ренегатов. ]
- 170 [Патриарх Алексий выступает в защиту Церкви.] Речь Патриарха Алексия на Конференции советской общественности за разоружение (16.2.1960)
- 171 [Назначение нового председателя Совета по делам Русской Православной Церкви] (21.2.1960)
- 172 [Освобождение митрополита Николая от должности Председателя Отдела внешних церковных сношений Московской Патриархии] (21.6.1960)
- 173 [Освобождение митрополита Николая от должности митрополита Крутицкого и Коломенского] (19. 9. 1960)
- 174 [Из нового Уголовного Кодекса рсфср] (27.10.1960)
- 13. Установление экуменических связей с одновременным гонением на веру при Хрущеве (1960-1964)
- 175 [Заявление Патриарха Алексия о вступлении рпц в члены Всемирного Совета Церквей] (11.4.1961)
- [Московская Патриархия определяет свою позицию ввиду предстоящего II Ватиканского Собора] (май 1961)
- 177 [Архиерейский Собор рпц. Вступительное слово Патриарха Алексия] (18.7.1961)
- Решения Архиерейского Собора. 18.7.1961
- 178 [Определение по докладу архиепископа Тульского и Белевского Пимена об изменениях в "Положении об управлении рпц"] (18.7.1961)
- 179 [Определение по докладу митрополита Крутицкого и Коломенского Питирима об увеличении числа постоянных членов Священного Синода] (18.7.1961)
- 180 [Определение Собора по докладу архиепископа Ярославского и Ростовского Никодима, председателя овцс, о вступлении Русской Православной Церкви во Всемирный Совет Церквей] (18.7.1961)
- 181 [Определение Собора по докладу епископа Иоанна, Экзарха Средней Европы, об участии рпц во Всемирном общехристианском конгрессе в защиту мира] (18.7.1961)
- 182 [Из устава кпсс, утвержденного XXII съездом партии] (17-31.10.1961)
- 183 [Из программы кпсс, принятой XXII съездом партии] (17-31. 10. 1961)
- 185 [Постановление Священного Синода о принятии приглашения римского Секретариата по содействию христианскому единству] (10. 10. 1962)
- 186 Телеграмма Патриарха Алексия государственному секретарю кардиналу Чиконьяни в связи с кончиной Папы Иоанна XXIII (4.6.1963)
- 187 [Некролог Папе Иоанну XXIII в жмп] (17.6.1963)
- 14. Мероприятия по ограничению религиозной жизни после Хрущева и появление внутрицерковной оппозиции
- 188 Мероприятия по усилению атеистического воспитания населения. Постановление цк кпсс (2.1.1964)
- 189 [Циркуляр Совета по делам Русской Православной Церкви председателям исполкомов о контроле за соблюдением законодательства о культах] (предположительно 1964)
- 190 Открытое письмо священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина Патриарху Алексию (21. 11. 1965)
- 191 [Постановление Совета Министров ссср о преобразовании высшего культового ведомства] (8.12.1965)
- 192 Положение о Совете по делам религий при Совете Министров ссср (10.5.1966)
- 193 Указ Президиума Верховного Совета рсфср (18.3.1966). О внесении дополнений в статью 142 Уголовного Кодекса рсфср
- 194 Постановление Президиума Верховного Совета рсфср (18.3.1966)
- 195 Указ Президиума Верховного Совета рсфср (18.3.1966)
- 196 [Письмо Патриарха Алексия по поводу открытого письма священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина] (6.6.1966)
- 197 Бедственное положение Православной Церкви в Кировской области и роль Московской Патриархии (из открытого письма Бориса Талантова от 10.11.1966)
- 198 [Заявление архиепископа Ермогена] (25.12.1967)
- 199 [Определение Священного Синода по делу архиепископа Ермогена] (30.7.1968)
- 200 Председателю Центрального Комитета Всемирного Совета Церквей г-ну м.М. Томасу [письмо Патриарха Алексия с оправданием военного вмешательства ссср в дела чсср] (14.9.1968)
- 201 [Инструкция для представителей Московской Патриархии во Всемирном Совете Церквей. Определение Священного Синода] (16.12.1969)
- 202 [Допущение к Святым Таинствам Православной Церкви старообрядцев и католиков. Определение Священного Синода] (16.12.1969)
- 203 Разъяснение председателя Отдела внешних церковных сношений Московского Патриархата митрополита Никодима о невозбранном допущении к Святым Таинствам старообрядцев и католиков (17.3.1970)
- 204 [Из отчета Совета по делам религий перед цк кпсс за 1970 год, подписанного в. Фуровым135. Положение монастырей]
- 15. Поместный Собор 1971 года
- 205 Решения Поместного Собора Русской Православной Церкви (1.6.1971)
- 206 Деяние Освященного Поместного Собора Русской Православной Церкви об отмене клятв на старые обряды и на придерживающихся их (2.6.1971)
- 207 Обращение Поместного Собора Русской Православной Церкви к христианам всего мира (2.6.1971)
- 208 [Из вступительного слова Патриаршего Местоблюстителя митрополита Пимена на Предсоборном Совещании по поводу принятых Архиерейским Собором 1961 года изменений, касающихся приходов] (28.5.1971)
- 209 [Выступление митрополита Никодима на Предсоборном Совещании] (28.5.1971)
- 210 [Поместный Собор в оценке атеистов. Из брошюры н. С. Гордиенко141] (1974)
- 211 Слово Святейшего Патриарха Пимена на встрече с профессорами и преподавателями мда и мдс (30.11.1971)
- 16. Русская Православная Церковь в период "застоя"
- 212 Всероссийскому Патриарху Пимену великопостное письмо [а. И. Солженицына] (Крестопоклонная неделя 1972)
- Солженицын а. Публицистика. Париж: умса-рре53, 1981. С. 120-124
- 213 [Из "Основ законодательства Союза сср и союзных республик о народном образовании". Постановление Верховного Совета ссср145] (19.7.1973)
- 214 [Обращение Патриарха и Священного Синода к Центральному Комитету Всемирного Совета Церквей по поводу Бангкокской конференции "Спасение сегодня"] (7.8.1973)
- 215 Председателю Совета по делам религий при Совете Министров ссср тов. В. В. Куроедову [жалоба Духовного Собора Почаевской Лавры] (25. 9. 1973)
- 216 Христианский семинар по проблемам религиозного возрождения (1974)
- Христианский семинар // Вольное Слово. Вып. 39. Франкфурт-на-Майне, 1980. С. 5-9
- 217 Архиепископ Питирим (Нечаев) о Церкви в ссср (16.7.1974)
- 218 [Из отчета Совета по делам религий при см ссср членам цк кпсс за 1974 год, подписанного в. Фуровым, заместителем председателя Совета] (Начало 1975)
- 219 О внесении изменений и дополнений в постановление вцик и снк рсфср от 8 апреля 1929 года "о религиозных объединениях" (23.6.1975)
- Ввс. 1975. № 27. Ст. 572; о религии и церкви... С. 105-117
- 220 Обращение к делегатам V Ассамблеи Всемирного Совета Церквей священника Глеба Якунина и физика Льва Регельсона (16.10.1975)
- Архив самиздата. № 238
- 221 Послание Священного Синода о V Ассамблее Всемирного Совета Церквей [в Найроби147] и ее результатах (3.3.1976)
- 222 [Из новой Конституции ссср] (7.10.1977)
- 223 Феодосий (Дикун), епископ Полтавский и Кременчугский. Письмо л. И. Брежневу о положении Православной Церкви в Полтавской епархии (26.10.1977)
- Врхд. 1981. № 135. С. 220-249; Собрание документов ас. № 4456
- 224 "Гуманизм и забота о человеке". Митрополит Алексий (Ридигер) Таллинский и Эстонский о новой Конституции ссср (октябрь 1977)
- Голос Родины. 1977. № 38. С. 13-14
- 225 Послание Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Пимена и Священного Синода к 60-летию восстановления Московского Патриаршего Престола (23.5.1978)
- 226 [Заявление Священного Синода по основным вопросам современной деятельности Русской Православной Церкви] (20. 3. 1980)
- 17. Последние годы брежневщины, правление Андропова и Черненко
- 227 [Обращение Христианского Комитета защиты прав верующих в ссср к Патриарху Пимену] (5.8.1978)
- Якунин г., священник. О современном положении рпц... С. 84-87
- 229 Христианский Комитет Защиты Прав Верующих в ссср требует прекратить гонения на о. Димитрия Дудко (5.12.1980)
- Якунин г., священник.О современном положении рпц... С. 90-91
- 230 Жалоба членов православного прихода г. Ош (Киргизская сср) Патриарху Пимену на священника (1979)
- Якунин г., священник. О современном положении рпц... С. 92-99
- 231 [Из процесса Владимира Пореша в Ленинградском городском суде] (23–25.4.1980)
- 232 "Как сын Православной Церкви и Отечества" [интервью с отцом Димитрием Дудко] (июль 1980)
- 233 Письмо митрополита Ювеналия д-ру Конраду Райзеру, заместителю Генерального Секретаря всц [о судебных процессах над религиозными диссидентами] (30.12.1980)
- 234 "Неотвратимое чувство Родины". Интервью с архиепископом Никодимом (Руснаком) Харьковским и Богодуховским (апрель 1980)
- 235 [О положении в Почаевской лавре] (конец 1981)
- 236 Сообщение о репрессиях местных властей в отношении монахов и паломников Почаевской лавры Тернопольской области (май 1984)
- 237 Сообщение о положении в Пскове-Печерской лавре при архимандрите Гаврииле (Стеблюченко) (апрель 1983)
- 18. Накануне Тысячелетия Крещения Руси
- 238 [О передаче Московской Патриархии Данилова монастыря в Москве] (17. 5. 1983)
- 239 Из предисловия книги н. С. Гордиенко "Крещение Руси: факты против легенд и мифов – полемические заметки" (1984)
- 197 240 Архиепископ Питирим (Нечаев) Волоколамский о рпц в немецкой книге (перевод с немецкого) (1984)
- 241 Православие и русская культура: вымыслы и действительность [статья проф. А. Ипатова к 1000-летию Крещения Руси] (июнь 1985)
- Наука и религия. 1985. № 6. С. 43-45
- 242 Управляющий делами Московской Патриархии просит к. М. Харчева о включении иерархов на санаторно-курортное обслуживание (2.7.1985)
- Копия оригинала
- 243 Против религиозного дурмана [о приобщении людей к воинствующему атеизму] (2. 9. 1986)
- Правда Востока. 2.9.1986
- 244 Молитва о мире (20.10.1986)
- 245 "Грядет день..." – о положении Русской Православной Церкви при Горбачеве. Кирилл Головин (ноябрь 1986)
- 246 Две статьи из журнала "Коммунист" по поводу 1000-летия Крещения Руси (август 1987)
- Коммунист. 1987. Мг 12
- 247 Патриарх Пимен об истории рпц в немецком издании по поводу Тысячелетия, (перевод с немецкого) (1987)
- 248 [Интервью с архиепископом Саратовским и Волгоградским Пименом] (первая половина 1989)
- 209 249 В Центральном Комитете кпсс [отчет о работе Пермского обкома партии] (10. 12. 1986)
- Правда. 10.12.1986
- 250 Награда Святейшему Патриарху Пимену (30.12.1986)
- 251 [Обращение верующих к Патриарху Московскому и всея Руси Пимену и архипастырям Русской Православной Церкви] (23.5.1987)
- 252 Обращение глав и представителей Церквей и религиозных объединений в ссср к религиозным деятелям и пастве [по поводу 70-й годовщины Октябрьской революции] (16.12.1987)
- 19. Тысячелетие Крещения Руси
- 255 Тысячелетие. Беседа с патриархом Московским и всея Руси Пименом [интервью для газеты "Известия"] (9.4.1988)
- Известия. 9.4.1988
- 256 Встреча Генерального секретаря цк кпсс м. С. Горбачева с Патриархом Московским и всея Руси Пименом и членами Синода Русской Православной Церкви (29.4.1988)
- Правда. 30.4.1988
- 257 Передача святых мощей Русской Православной Церкви (26.5.1988)
- 258 Исторический путь Русской Православной Церкви: Церковь и государство (1988)
- 259 [Из определений Поместного Собора Русской Православной Церкви – новые возможности] (6-9. 6. 1988)
- 260 Послание Поместного Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви (9.6.1988)
- 262 Закладка храма в честь 1000-летия Крещения Руси (13.6.1988)
- 263 Устав об управлении Русской Православной Церкви* (июнь 1988)
- Специальный выпуск Московской Патриархии. М., 1988
- 264 Духовное образование и просвещение [доклад ректора Московских духовных школ архиепископа Дмитровского Александра160] (1988)
- Врхд. 1989. № 155. С. 204-205
- 20. Улучшение положения Церкви после празднования Тысячелетия Крещения Руси
- 265 Страсти по Красному храму [о голодовке верующих в Иванове]. А. Нежный (8-15. 7. 1989)
- Огонек. 1989. №28. С. 17-19
- 265А Зерно ивановских событий. Заявление для средств массовой информации п. Проценко. (24.3.1989)
- 266 И сострадание и помощь... [о благотворительной деятельности приходов Православной Церкви и других конфессий Москвы] (1989)
- 267 [Из статьи "Оптина, завязь...". О репрессиях против духовенства в 1918–1922] (1989)
- Огонек. 1989. № 34. С. 26
- 268 [Из беседы а. Нежного с бывшим председателем Совета по делам религий при см ссср к. Харчевым] (осень 1989)
- Огонек. 1989. № 44. С. 9-10
- 269 Послание Архиерейского Собора боголюбивым пастырям, честному иночеству и всем верным чадам Русской Православной Церкви [по поводу 400-летия учреждения Московского Патриаршества] (11.10.1989)
- 270 Деяние Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о канонизации святителей Иова и Тихона, Патриархов Московских и всея Руси (11. 10. 1989)
- 271 Поздравительная телеграмма Святейшего Патриарха Пимена Председателю Верховного Совета ссср м.С. Горбачеву [по поводу 72-й годовщины Октябрьской революции 1917 года] (3.11.1989)
- 272 Выступление м.С. Горбачева в Ватикане (1.12.1989)
- Правда. 2.12.1989
- 273 Церковь в отношении к обществу в условиях перестройки. Архиепископ Смоленский и Калиниградский Кирилл (1989)
- 274 [Обращение к читателям епископа Костромского и Галичского Александра по поводу выхода в свет первого номера газеты "Благовест"] (20. 2. 1990)
- Благовест. 1990. Март
- 21. Патриарх Алексий II
- 275 От Священного Синода Русской Православной Церкви [извещение о смерти Патриарха Пимена] (3.5.1990)
- 276 [Телеграмма соболезнования Священному Синоду рпц от Президента Горбачева] (3.5.1990)
- 277 Заседание Священного Синода [избрание Патриаршего Местоблюстителя] (3.5.1990)
- 278 Акт заседания Поместного Собора Русской Православной Церкви [избрание Патриархом Алексия, митрополита Ленинградского и Новгородского] (7.6.1990)
- 279 Грамота Поместного Собора Русской Православной Церкви Его Высокопреосвященнейшему Алексию, митрополиту Ленинградскому и Новгородскому (7.6.1990)
- 280 Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в день интронизации в Богоявленском патриаршем соборе (10.6.1990)
- 281 [Из определений Поместного Собора Русской Православной Церкви. Улучшение условий для церковной жизни] (7–8.6.1990)
- 282 [Из определений Священного Синода. Христианская Мирная Конференция] (16-20.6.1990)
- 283 [Открытие православной классической гимназии в Москве] (сентябрь 1990)
- 284 Письмо Патриарха Московского и всея Руси Алексия II председателю Совета по делам религий ю. Н. Христораднову по поводу отмены регистрации духовенства (сентябрь 1990)
- 285 Закон ссср "о свободе совести и религиозных организациях" (1.10.1990)
- Глава I.
- Глава II.
- Глава III.
- Глава IV.
- Глава VI.
- Правда. 9.10.1990
- 286 Закон рсфср о свободе вероисповеданий (25.10.1990)
- Советская Россия. 10.11.1990
- 287 [Из определений Священного Синода. Представление архиепископом Кириллом проекта Гражданского Устава рпц] (22.11.1990)
- 288 [Текст Гражданского Устава рпц] (30.1.1991 – одобрен Священным Синодом, 30.5.1991 – зарегистрирован Министерством юстиции рсфср)
- 289 [О возникновении православных братств] (октябрь 1990)
- 290 [Из определений Священного Синода. Возрождение монастырей] (25–27.11.1990)
- 291 Слово к согражданам Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II [к 73-ей годовщине Октябрьского переворота] (5.11.1990)
- 292 Падши в землю – не умрет [памяти о. Александра Меня] (сентябрь 1990)
- 293 Протоиерей Александр Мень (9.9.1990)
- 294 Памяти игумена Лазаря (26.12.1990)
- 295 Памяти игумена Серафима (1–2.2.1991)
- 296 [Заседание Священного Синода. Открытие Соловецкого мужского монастыря] (25.10.1990)
- 297 Наречение и хиротония архимандрита Гавриила (Стеблюченко) во епископа Хабаровского и Владивостокского (20.7.1988)
- 298 [Заседание Священного Синода. Положение дел в Хабаровской епархии при епископе Гаврииле] (31.1.1991)
- 299 [Заседание Священного Синода. Итоги работы комиссии по расследованию жалоб на епископа Гавриила] (25.3.1991)
- 300 [Из определений Священного Синода. О месте пребывания на покаянии епископа Гавриила] (18.7.1991)
- 301 Письмо Святейшего Патриарха Алексия II Председателю Верховного Совета рсфср б. Н. Ельцину [с просьбой объявить день Рождества и Великую Пятницу нерабочими днями] (20.12.1990)
- 302 Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II [о возвращении честных мощей преподобного Серафима Саровского] (7.2.1991)
- 303 К событиям в Литве. Слово Святейшего Патриарха Алексия II (15.1.1991)
- Известия. 15.1.1991
- 304 [Из определений Священного Синода. Канонизация митрополита Владимира и митрополита Вениамина] (25.3.1991)
- 305 Церковь не намерена заключать "политические браки" [из интервью, данного Патриархом Алексием газете "Известия"] (28.5.1991)
- Известия. 28.5.1991
- 306 Церковь – юридическое лицо (30.5.1991)
- 307 Святейший Патриарх Алексий II: Принимаю ответственность за все, что было [отношение Патриарха к Декларации 1927 года. Интервью для "Известий"] (10.6.1991)
- 308 Встреча Святейшего Патриарха Алексия II с м. С. Горбачевым (27.6.1991)
- Известия. 28.6.1991
- 309 На церемонии присяги Президента России. [Обращение Святейшего Патриарха Алексия н к б. Н. Ельцину] (10.7.1991)
- 310 Духовное возрождение Отечества [новые статистические данные рпц] (октябрь 1991)
- 311 Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви [по поводу распада ссср] (22.10.1991)
- 312 Не хлебом единым [открытие Российского Библейского общества] (1.11.1991)
- 313 Слово Святейшего Патриарха Алексия II в Исаакиевском соборе [по случаю возвращения Ленинграду исторического имени Санкт-Петербург] (6.11.1991)
- 314 Обращение Президента рсфср к главам конфессий и верующим Российской Федерации [в связи с 60-летием со дня уничтожения храма Христа Спасителя в Москве] (5.12.1991)
- 315 В память о безвинно убиенных [о создании храма-памятника на месте убийства царской семьи] (декабрь 1991)
- 316 Постановление правительства Москвы "о практике взимания арендной платы с религиозных организаций за пользование культовыми сооружениями" (10.12.1991)
- 317 Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви [по поводу создания снг] (конец 1991)
- 318 "Ваши пророки – наши пророки". Речь Патриарха Алексия II, произнесенная в Нью-Йорке на встрече с раввинами (13.11.1991)
- Московские новости. 26.1.1992
- 319 "Молим вас – прислушайтесь!" Открытое письмо Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II (18.2,1993)
- Советская Россия. 18.2.1993
- 22. Рпц во время попытки государственного переворота 19–21 августа 1091 года
- 320 [Позиция Церкви в отношении попытки государственного переворота. Заявление Патриарха Московского и всея Руси Алексия II] (20.8.1991)
- 321 Обращение Патриарха Московского и всея Руси Алексия 11(21.8.1991)
- 322 Телеграмма Президенту ссср Михаилу Сергеевичу Горбачеву
- 323 Телеграмма Президенту рсфср Борису Николаевичу Ельцину (22.8.1991)
- 324 Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия п архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви (23.8.1991)
- 325 Обращение Святейшего Патриарха и Священного Синода рпц к архипастырям, пастырям и всем верным ее чадам (осень 1991)
- 23. Церковные проблемы на Украине а) Греко-Католическая (униатская) Церковь
- 326 Послание Патриарха Московского и всея Руси Пимена участникам празднования 40-й годовщины Львовского Церковного Собора 1946 года (12.5.1986) .
- 327 Заявление участников празднования 40-летия Львовского Церковного Собора (17-19.5.1986)
- 328 Документы и материалы Львовского Церковного Собора (февраль 1988)
- 329 Два мнения о событии, которое произошло 43 года назад [Письмо митрополита Киевского и Галицкого Филарета главному редактору "мн" и комментарий с. Филатова] (30.7.1989)
- 330 Решение Совета по делам религий при Совете Министров усср о разрешении регистрации греко-католических общин (декабрь 1989)
- 331 Рекомендации по нормализации отношений между православными и католиками восточного обряда в Западной Украине (31.1.1990)
- 332 Телеграмма Председателю Верховного Совета ссср м. С. Горбачеву [в связи с обстановкой в Западной Украине] (31.1.1990)
- 333 Заявление Священного Синода в связи с выходом католиков восточного обряда из четырехсторонней комиссии по урегулированию отношений между православными и католиками восточного обряда (6.4.1990)
- Телефакс овцс Московского Патриархата. 12.4.1990
- 334 [Из определений Архиерейского Собора об изгнании униатами православных из храмов] (30-31.1.1990)
- 335 Заявление Священного Синода Русской Православной Церкви в связи со складывающейся ситуацией в отношениях с Католической Церковью (октябрь 1990)
- Б) Украинская Автокефальная Православная Церковь и Украинская Православная Церковь – Киевский Патриархат
- 336 [Из определений Священного Синода Русской Православной Церкви. Епископ Иоанн Боднарчук] (14.11.1989)
- 337 Постановление Всеукраинского православного собора (25.6.1992)
- В) Украинская Православная Церковь – Московский Патриархат
- 339 Грамота Алексия II, Патриарха Московского и всея Руси митрополиту Киевскому и всея Украины Филарету (27.10.1990)
- 340 Первый Собор Украинской Православной Церкви (22-23.11.1990)
- 341 О положении общин Украинской Православной Церкви в Ивано-Франковске и Тернополе (декабрь 1990)
- 24. Русская Православная Зарубежная Церковь. Свободная Русская Православная Церковь
- 342 [Интервью архиепископа Кирилла "Журналу Московской Патриархии"] (первая половина 1990)
- 343 Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (16.5.1990)
- 344 Послание Архиерейского Синода рпц Заграницей (27.7.1990)
- 345 Воззвание Архиерейского Собора к архипастырям, пастырям и всем верным чадам Русской Православной Церкви [об отношениях с Русской Зарубежной Церковью] (25-27.10.1990)
- 347 [Открытое письмо Патриарха Алексия II участникам Конгресса, содействующим встрече делегаций Московской Патриархии и рпзц] (17.10.1991)
- 348 Письмо российских священников митрополиту Виталию (20.3.1992)
- 349 [Сообщение о выходе из юрисдикции Московской Патриархии, сделанное священником Константином Васильевым] (30.8.1990)
- 350 Указ митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия, управляющего Московской епархией (1.9.1990)
- 351 [Документ, направленный исполкомом
- 352 Указ Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей [о назначении архимандрита Валентина (Русанцова) Экзархом Архиерейского Синода рпц, Заграницей на территории ссср] (21.9.1990)
- 353 [Хиротония архимандрита Валентина (Русанцова) в епископа Суздальского] (10.2.1991)
- 24. Дискуссия о Церкви и кгб
- 354 Чекисты... В рясах [разговор корреспондента "АиФ" с о. Г. Эдельштейном] (август 1991)
- 355 Так были ли в Церкви чекисты? [Письмо заведующего бюро коммуникаций овцс] (сентябрь 1991)
- 356 "Церковь и кгб" (продолжение) [ответ редакции "АиФ" на письмо заведующего бюро коммуникаций овцс] (август 1991)
- 357 Протоиерей а. Шаргунов. Еще раз о кгб и Церкви (январь 1992)
- 358 Вечный раб ч к [статья о. Вячеслава Полосина] (22.1.1992)
- 359 Говорить всю правду – единственный путь Церкви [по материалам пресс-конференции в редакции журнала "Столица", посвященной положению рпц] (19.2.1992)
- 360 "Я сотрудничал с кгб... Но не был стукачом" [интервью архиепископа Виленского и Литовского Хризостома м. Поздняеву] (апрель 1992)
- 361 "Камо грядеши, Святая Церковь?" ["Круглый стол" "Огонька"] (май 1992)
- 362 Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с началом спасительных дней Великого Поста (февраль 1993 г.)
- Библиография
- 1. Использованные сокращени171
- 2. Монографии
- 3. Периодические издания
- 4. Использованные архивы
- Подробное оглавление
- 1. Поместный Собор 1917–1918 гг. – Декрет об отделении Церкви от государства – Гражданская война 56
- 2. Изъятие церковных ценностей. Процесс против митрополита Вениамина Петроградского 84
- 4. Патриарх Тихон в поисках путей сосуществования с советской властью 129
- 5. От смерти Патриарха Тихона до Декларации Митрополита Сергия 1927 г. 150
- 6. Церковные схизмы после смерти Патриарха Тихона 168
- 7. От декрета "о религиозных объединениях" 1929 года до II мировой войны 186
- 8. Русская Православная Церковь в период II мировой войны 199
- 9. Сближение государства и Церкви: 1945 и последующие годы 210
- 10. Обновление контактов с мировым христианством – Совещание Предстоятелей Православных автокефальных Церквей в Москве 1948 года 225
- 11. Начало "борьбы за мир" 232
- 12. Предвестники новых гонений на Церковь 237
- 13. Установление экуменических связей с одновременным гонением на веру при Хрущеве (1960-1964) 251
- 14. Мероприятия по ограничению религиозной жизни после Хрущева и появление внутрицерковной оппозиции 264
- 15. Поместный Собор 1971 года 292
- 16. Русская Православная Церковь в период "застоя" 303
- 17. Последние годы брежневщины, правление Андропова и Черненко 344
- 18. Накануне Тысячелетия Крещения Руси 360
- 19. Тысячелетие Крещения Руси 378
- 20. Улучшение положения Церкви после празднования Тысячелетия Крещения Руси 394
- 21. Патриарх Алексий II 405
- 22. Рпц во время попытки государственного переворота 19–21 августа 1091 года 456
- 23. Церковные проблемы на Украине 462
- 24. Русская Православная Зарубежная Церковь. Свободная Русская Православная Церковь 480
- 24. Дискуссия о Церкви и кгб 499