logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

211 Слово Святейшего Патриарха Пимена на встрече с профессорами и преподавателями мда и мдс (30.11.1971)

...Теперь на меня возложено новое послушание. И я хочу сказать, что мои богословские познания – это познания, кото­рым были научены Духом Отца святые апостолы – простые рыбари, воспринявшие призыв Господа – следовать за Ним (Мф. 4, 18–22). И то, о чем свидетельствует благодать Святого Духа (1 Кор. 15, 10; Еф. 1, 7-8; 2, 7-9; 2 Тим. 1, 9), то, чему научила она меня, – это и есть во мне... Несомненно, требо­вания к Предстоятелю Церкви весьма высоки; это относится и к его поучениям и наставлениям. Я надеюсь, что вы со всей искренностью будете мне помогать. Помимо этого, я имею и несколько просьб к вам, Преосвященные Владыки и дорогие отцы и братья.

Я хочу, чтобы наше богословие было всегда сугубо ортодок­сальным... Мне хотелось бы, – я уже об этом говорил, – чтобы традиции Русской Православной Церкви неукоснительно сохра­нялись и чтобы вы в учебных программах уделяли больше внимания укреплению в слушателях сознания, что необходимо традиции Русской Православной Церкви соблюдать и хранить.

Одно из моих пожеланий относится к практике церковно-бо-гослужебной... Например, в практике священнослужителю при­ходится сталкиваться с сокращениями (не всегда оправданны­ми) некоторых чинопоследований... У нас иногда произвольно сокращают то, что совершенно нельзя сокращать. Может быть, следовало бы разработать определенные схемы, которые могли быть даны будущим пастырям Церкви, чтобы они знали, как можно сократить то или иное чинопоследование, – если, по­вторяю, возникает такая необходимость, – чтобы это было грамотно и правильно и не противоречило бы духу и смыслу нашего богослужебного устава.

Есть еще вопрос, который я считаю, необходимо постоянно освещать с точек зрения церковно-нравственной и канониче­ской... Это вопрос брака... Нужно, чтобы совершенно конкретно будущий пастырь знал, что мы в наших современных условиях |' обязаны считать браком, какие его формы мы, священнослужи­тели и богословы, можем и обязаны признавать и считать действительными. Я сожалею, что по этому вопросу определен­ного почти никто не говорит никогда, часто даже обходя этот вопрос стороной.

Сложный вопрос – вопрос семьи, в особенности семьи священника. В лекциях по нравственному богословию нужно, мне кажется, уделять больше внимания разъяснению того, что

103 такое семья священника, какой она должна быть. И если апо­стол Павел говорит вообще о семье, как о домашней церкви (Фил. 1, 2; 1 Кор. 16, 19; Рим. 16, 4; Кол. 4, 15), то, во всяком случае, нужно стремиться к тому, чтобы у священника семья была всегда образцовой...

Необходимо также чаще разъяснять вопрос исповеди, епи­тимий, вопрос наложения епитимий, о чем не все и не всегда знают и рассуждают правильно.

Вообще хотелось бы побольше слышать разъяснений с православной христианской точки зрения о нравственных исто­ках, о нравственном облике священнослужителя, церковнослу­жителя и каждого церковного работника...

Студентам и воспитанникам необходимо прививать любовь к церковнославянскому языку, объяснять им, что церковносла­вянский язык – язык богослужебный, язык красоты особой, чистой. А этот вопрос либо обходится молчанием, либо пред­принимаются попытки дать ему превратное, нежелательное тол­кование.

ЖМП. 1972. №2. С. 14-15