logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

9. Сближение государства и Церкви: 1945 и последующие годы

Поместный Собор (31.1.–4.2.1945), первый после Со­бора 1917–1918 годов, если не считать псевдособор обновленцев, избрал Патриархом митрополита Алексия (Симанского, род. в 1877 г.) Ленинградского, которого Патриарх Сергий в случае своей смерти или невозможности исполнения им самим служебных обязанностей назначил Местоблюстителем Патриаршего Престола.

Наряду с избранием Патриарха главным итогом Собора было утверждение нового Положения об управлении Русской Православной Церковью (Док. 137). Особый статус Патриарха, сформировавшийся в предыдущие бурные десятилетия (по сравнению с Положением 1918 г.: Патриарх как primus inter parus), был узаконен в 1945 году. Новое Положение дало Церкви централистско-иерархическую структуру, позволявшую на епархиальном и приходском уровне назначать ответственных лиц и требо­вать от них отчета.

Во главе каждого прихода стоит назначаемый сверху настоятель (ст. 35). Занимая эту должность, священник автоматически является председателем "исполнительного органа" – приходского совета, в состав которого наряду со священником входят трое избранных прихожан (старо­ста, заместитель и казначей). Кроме того, общее приход­ское собрание избирает Ревизионную комиссию в составе трех человек (ст. 42). Возражения типа того, что священник должен ограничиваться богослужением и про­поведью, но не вмешиваться в административную и хозяйственную деятельность прихода, были недвусмыслен­но отвергнуты: "Это неправильно". Священник отвечает за все в его приходе – только тогда "приход благоустроен, там и церковная жизнь идет правильно, течет по православному руслу" (Док. 138, 139). В 1961 году изменение именно этого расписания должности священника привело к полному вытеснению его из приходского управления (Док. 178).

В стиле безудержного восхваления личности Сталина написана статья о визите Патриарха Сталину в связи с вступлением Алексия на Патриарший престол (Док. 144). Эта статья содержит некоторые намеки на разрешение властей создать сеть духовных учебных заведений, десять из которых (восемь семинарий, две академии) просущест­вовали до хрущевской эпохи.

Значительным расширением прав Русской Православной Церкви являлось предоставление церковным органам не­которых юридических прав на собственность: приобретение транспортных средств, производство церковной утвари и предметов религиозного культа (например свечей) и продажа этих предметов верующим, аренда, строительство и покупка зданий для церковных надобностей (Док. 147). Хотя с правом на собственность церковные органы не приобрели статус юридического лица вообще, тем не менее значительные права были налицо. Советским исполнитель­ным органам было также предложено не чинить препят­ствий церковным общинам производить колокольный звон, а компетентным инстанциям дано распоряжение продавать приходам с разрешения властей строительные материалы для ремонта церковных зданий.

Для Русской Православной Церкви неоценимое значе­ние имело возвращение Троице-Сергиевой Лавры в Загор­ске (Сергиевом Посаде). До революции Лавра была одним из самых значительных духовных центров Русской Пра­вославной Церкви, а после 1945 года этот монастырь стал основным духовным центром РПЦ (Док. 148).

Наконец, большую услугу государственные власти оказали РПЦ созданием предпосылок для расторжения Брестской унии (1596 г.).

Когда во время второй мировой войны западные территории Украины и Белоруссии, включая оплот унии Галицию104, в период между двумя войнами принадлежав­шие Польше, вошли в состав СССР (пакт между Гитлером и Сталиным 1939 г.), Советское государство полностью последовало традициям царской России: оно постаралось ослабить украинский национализм, политически характе­ризующийся не только антирусским, но и с 1917 года решительно антисоветским содержанием, уничтожив духов­ную опору украинского национализма (унию), по край­ней мере, как институт и перепоручив РПЦ задачу по "перевоспитанию", то есть советизации, Западной Укра­ины.

После окончания войны в Галиции "спонтанно" созда­лась "инициативная группа Греко-Католической Церкви по воссоединению с Русской Православной Церковью", которая проводила политику по расторжению унии. Затем все епископы униатской Церкви с Митрополитом Иосифом Слипым во главе, а также сотни священников, известные как противники расторжения унии, были арестованы. Наконец, с 8 по 10.3.1946 года во Львове был созван Собор Греко-Католической Церкви, ведущую роль на котором играла "инициативная группа" и большинство составляли запуганные остатки униатского духовенства. Принятое впоследствии решение о "возвращении в лоно Матери-Церкви" было чисто формальным. Соответствую­щее решение Львовского Собора (Док. 150) в сокращенном и вводящим в заблуждение изложении исторических причин возникновения унии свидетельствует о чисто политических мотивах ее расторжения. По аналогичной схеме осуществилось в 1949 году присоединение Ужгород­ской Греко-Католической унии (1646 г.).