logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

265 Страсти по Красному храму [о голодовке верующих в Иванове]. А. Нежный (8-15. 7. 1989)

Немало поучительных историй можно напомнить в связи с этим. В Кирове, например, православные верующие после упор­ной борьбы добились-таки перелома в отношении к своим на­сущным нуждам со стороны руководителей области; в Ровно высоко поднявшаяся волна общественного недовольства улег­лась лишь после возвращения храма; в чувашском селе Байгулово в ноябре-декабре минувшего года верующие тридцать пять дней не выходили из Богоявленской церкви, требуя превращения ее из клуба в храм... И настояли на своем, хотя поначалу начальство пыталось сломить их холодом (отключили тепло) и темнотой (отключили электричество).

В Иванове от столкновения высеклась искра, и грянул взрыв: голодовка!

Объявили ее, само собой, не исполкомовские и обкомовские работники, доведенные до края отчаяния перегибающими в своих требованиях гражданами, а пять женщин (вскоре осталось их четыре–одной взятая ноша оказалась не по силам), которые, после многомесячных уроков усвоив, что аппарат им не перетя­нуть, бросили на чашу весов последний довод – свою жизнь. И 21 марта, в 8 утра уже были у кинотеатра "Современник" и к его стене приставили укрепленное на двух древках полотнище: "Объ­является голодовка с 21 марта. Не едим и не пьем до открытия Красного храма и согласны умереть на родине первых Советов".

...Во имя чего в таком случае верующий люд затевает изну­рительную для него тяжбу с властью, отправляет в Москву ходоков и пишет отчаянные письма, собирая под ними тысячи (!) подписей? Почему в подмосковной Ивантеевке вот уже два года с неослабевающим упорством верующие отстаивают свое право на церковь Смоленской Божьей Матери, которую пятьде­сят лет назад прежняя власть у них отобрала и которую нынешняя власть срочно превращает в музей? Почему волнуется Новоси­бирск, где на полтора миллиона жителей всего лишь одна действующая церковь и где в центре города, в постыднейшем состоянии, как укор всякому неочерствевшему сердцу, стоит некогда величественный, торжественного, византийского стиля храм во имя Александра Невского – ровесник города, его святыня, слава и память?.. Почему той же болью и тем же стремлением отзываются Симферополь, Челябинск, село Кучиновка Черниговской области, Алушта, Свердловск, райцентр Струги Красные Псковской области, Белая Церковь, Закарпатье, Брест, Пржевальск, Дивеево – десятки городов и селений наше­го Отечества?..

В городе Иваново (население, по данным последней перепи­си, – 481 тысяча человек) одна православная действующая церковь – Преображенский собор, закрытый в тридцатые годы и возвращенный после войны. (В начале века на 40 тысяч жителей было 11 церквей.) В канун Благовещения, вечером, я напрасно пытался протиснуться внутрь собора.

Провозглашенная нашей Конституцией свобода "отправлять религиозный культ" в таких условиях явственно приобретает черты недоброй пародии и плохо прикрытого пренебрежения к верующим гражданам, которые получают предметное доказа-тельство своей "второсортности"...

Ну вот, скажем, почему так упорно ивановские власти отка­зывают в регистрации второго православного общества (а заод­но–и третьего)? Должностные лица, все поголовно с высшим образованием, не понимали разве они, что поступают незакон­но? На ленте магнитофона остались разговоры верующих с секретарем горисполкома Л. Антоновой, секретарем облиспол­кома Н. Балабановой (теперь – заместитель председателя об­лисполкома), председателем облисполкома В. Тихомировым, бывшим уполномоченным Совета по делам религий А. Лысовым, – и, слушая их, я начинал понимать, какую глухую удушающую тоску может испытывать человек, ощутивший себя заложником расчетливого бюрократического абсурда. "Они не ваши слуги, – стеной вставал Лысов на защиту руководителей, – а слуги народа". "А мы кто – не народ?" – спросили верующие, указав, что их просьбу поддерживают тысячи жителей города. Лысов отбил, не дрогнув: "Вы – люди. А народ – имеется в виду вся область".

Аппарат откровенно надеялся взять измором, переждать точ­ку кипения и с тихим торжеством спустить на тормозах. Однако не получилось: после четвертого хождения ивановских граждан в Москву, к двухэтажному особняку на Садовой, Совет по делам религий при Совете Министров СССР своей властью отменил незаконный отказ и зарегистрировал вторую православную об­щину в Иванове (а вслед за ней и третью).