logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

53 Письмо Троцкого членам Политбюро цк ркп (б) (15.5.1922)

Совершенно секретно

Всем членам Политбюро ЦК, копия редакции "Правды", копия редакции "Известий", т. Ленину.

По поводу воззвания лояльной группы духовенства, во главе с епископом Антонином40, в "Правде" напечатана небольшая заметка41, в "Известиях" нет ничего. Опасаюсь, что пресса не обратит должного внимания на этот документ, который будет иметь, однако, огромные последствия, в смысле полного рас­кола между демократической сменовеховской частью церкви и ее монархически контрреволюционными элементами. Сейчас мы, разумеется, полностью и целиком заинтересованы в том, чтобы поддержать сменовеховскую церковную группу против монархической, ни на йоту, разумеется, не отступая от нашего государственного принципа об отделении церкви от государст­ва, а тем более, от нашего философски-материалистического отношения к религии. Сейчас, однако, главная политическая задача состоит в том, чтобы сменовеховское духовенство не оказалось терроризированным старой церковной иерархией. Отделение церкви от государства, нами раз навсегда проведен­ное, вовсе не означает безразличия государства к тому, что творится в церкви как в материально-общественной организа­ции, а не как в общине верующих. Верхи церкви имеют в своем распоряжении самые разнообразные громы для устрашения лояльных элементов. Политика черного церковного терроризма сохранила всю свою силу до последних дней. Оппозиционные лояльные и прогрессивные элементы духовенства, исходя отча­сти из ложного и чисто формально понятого принципа отделе­ния церкви от государства, отчасти наблюдая переходившую всякие пределы терпимость государства по отношению к контр­революционным верхам церкви, не рассчитывали, что государ­ство окажет им поддержку как гражданам, как представителям группы верующих против происков и мер материальной репрес­сии со стороны церковных верхов.

Одна из задач печати в этом вопросе в настоящее время состоит именно в том, чтобы поднять дух лояльного духовенст­ва, внушить ему уверенность в том, что в пределах его бесспор­ных прав государство его в обиду не даст, хотя, разумеется, государство отнюдь не покушается на регулирование чисто религиозных споров и отношений.

Во всяком случае необходимо:

1) уделить воззванию Антонина и др. видное место, как симптому, имеющему историческое значение;

2) давать в прессе вообще как можно более информации о движении в церкви, всемерно оглашая, подчеркивая и коммен­тируя сменовеховские голоса;

3) не скрывая нашего материалистического отношения к религии, не выдвигать его, однако, в ближайшее время, то есть в оценке нынешней борьбы, на первый план, дабы не толкать обе стороны к сближению, а наоборот, дать возможность борь­бе развернуться в самой яркой и решительной форме;

4) критику сменовеховского духовенства и примыкающих к нему мирян вести не с материалистически-атеистической точки зрения, а с условно-демократической точки зрения: вы слишком запуганы князьями, вы не делаете всех выводов из засилья монархистов в церкви, вы не оцениваете всей вины официаль­ной церкви перед народом и революцией, и пр. и пр.;

5) однако, уже и сейчас необходимы историко-материалистические статьи о православной церкви, с выяснением основ­ных особенностей ее развития, как сословно-классовой орга­низации (почему в православной церкви не было буржуазной реформации, переплет начинающейся буржуазной реформации в церкви и пролетарской революции в государстве и пр. и пр.);

6) Главполитпросвету всемерно готовиться к тому, чтобы все вопросы, не только церкви, но и религии, поставить ребром, в самой популярной общедоступной форме в листовках и устных речах в самом близком будущем, когда внутренняя борьба церкви привлечет к этому вопросу внимание широчайших на­родных масс и разрыхлит почву для семян атеизма и материа­лизма.

Л. Троцкий. 14/V 22.

Р.5. Еще раз повторяю, что редакции "Правды" и "Известий" не отдают себе достаточного отчета в огромной исторической важности того, что происходит в церкви и вокруг нее. Только путем величайших нажимов удается получить статью по этому вопросу. Затем все входит в колею. Мельчайшая генуэзская дребедень занимает целые страницы, в то время как глубочай­шей духовной революции в русском народе (или, вернее, под­готовке этой глубочайшей революции) отводятся задворки га­зет.

Л. Троцкий.

верно! 1000 раз верно! Долой дребедень!

Ленин.

15/V

Известия ЦК КПСС. 1990. № 4. С. 196-197.