logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

362 Послание Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в связи с началом спасительных дней Великого Поста (февраль 1993 г.)

Возлюбленные во Христе преосвященные архипастыри, до­сточтимые пастыри, всечестные иноки и инокини, дорогие братья и сестры!

Ныне наступает время покаяния. Наступают по-особому лю­бимые всяким православным христианином великопостные дни, когда Святая Церковь зовет нас к воздержанию, к трезвению, к деланию добра, к сугубой молитве, к размышлению о самих себе, к плачу о грехах наших.

Именно сейчас, когда вступаем мы в Великий пост, с особой силой отзываются в наших сердцах слова Господа: "Покайтесь и веруйте в Еванглие" (Мк. 1, 15); "Покайтесь, ибо приблизи­лось Царство небесное" (Мф. 4, 17).

...Господь – близко (Флп. 4, 5). Каждый час жизни нашей мы должны быть готовы встретить Его, чтобы дать отчет о содеянном. Вот почему сегодня нам надобно отвергнуть всякий грех, всякую неправду, всякий компромисс с собственной со­вестью.

Спаситель наш желает, чтобы мы были нравственно совер­шенны (Мф. 5, 48). Но никакими усилиями, никакими подвигами своими не может человек достичь совершенства без Бога. Наши грехи – превыше наших добродетелей, и спасение собствен­ными силами нам невозможно (Мф. 19, 26). Нам, но не Богу нашему, Который Своей милостью прощает множество наших грехов и делает нас способными к праведной и святой жизни, к вхождению в Его вечное Царство.

Каждому из нас есть в чем каяться перед Господом.

На нас – множество личных грехов, ежедневных, ежечасных, совершенных делом, словом и помышлением, волею или нево­лею, разумом и неразумием.

Мы виноваты в небрежении о родной нашей Православной Церкви, в забвении молитвы и благочестия, в нерадении о духовном просвещении нашего народа, о спасении ближних наших. Мы пребываем в духовном расслаблении в тот самый час, когда нашего слова и дела ждут миллионы духовно мятущихся людей.

Мы каемся за тех из нас, кто недостаточно стоял за веру в годы гонений, проявлял малодушие и даже, не дай Бог, потвор­ствовал гонителям, попиравшим Церковь Божию, приносившим тяжкие страдания и смерть христиан.

Сегодня, когда вокруг нас разлилось море страдания, мы виноваты перед каждым страждущим в том, что не всегда согрели его теплом нашего сердца, не всегда пожертвовали собой ради его блага.

Народ наш, некогда благочестивый и верный Господу, поте­рял способность "различать духов", утратил нравственные ори­ентиры. Леность и греховная гордыня, увлечение безнравствен­ными зрелищами и культом насилия, аморальный климат в политике и экономике поработили многих из нас. Подвергается разрушению семья – основа многовекового уклада народной жизни, основа его благоденствия, через которую передавались от поколения к поколению дух благочестия и нравственное начало.

В спорах о будущем государств, в которых мы живем, в поисках путей управления ими многие из нас ожесточились, потеряли терпимость, стали унижать и оскорблять друг друга, упиваясь собственной мнимой правотой.

Мы допустили, что во многих местах, где еще недавно царили мир и согласие, ныне льется кровь. Народы восстают на народы, государства – на государства. Все больше и больше людей становится на путь разбоя, грабежа и прочих преступлений.

Забота о хлебе насущном превратилась в стяжание богатства любыми средствами и любой ценой. Люди, страждущие от нищеты и лишений, вопиют о помощи, а те, кто мог бы поделить­ся куском хлеба, лишь усугубляют их страдания.

Любой человек грешен перед лицом Божиим. Но больше всего вины лежит на нас, собратья мои, архипастыри и пастыри. Мы должны будем на Страшном суде ответить за паству свою. И мы несем на себе бремя ее грехов, бремя осуждения за то, что не всегда были добрым примером для подражания, не всегда достойно научали пасомых наших.

С плачем о грехах наших, с надеждой на милость Божию возопиим к Нему: Прости нас, милосердный Господи!

...Всей Церковью нашей, всем народом нашим будем просить Бога о прощении. Будем каяться перед Ним, открывая грехи свои нашим духовникам, как заповедует это делать Святая Церковь.

Будем помнить, что истинное покаяние совершается не перед лицом людской толпы, не напоказ, не ради того, чтобы показать­ся людям постящимися и кающимися, ибо так делали осужден­ные Христом фарисеи.

Истинное покаяние – это не только признание своего греха. Это и твердая вера в то, что все грехи, о которых мы искренне сожалеем и к которым не желаем возвращаться, Господь нам прощает. И одновременно покаяние это начало новой жизни.

"Итак, покайтесь и обратитесь, чтобы загладить грехи ваши, да придут времена отрады от лица Господа..." (Деян. 3, 19–20).

В день Сыропустной недели – Прощеного воскресенья я обращаюсь к каждому из вас, возлюбленные о Господе Владыке отцы, братья и сестры, со слезной просьбой простить меня за все, чем многократно согрешил перед вами.

Господь, благодатию и щедротами Своего человеколюбия, да простит и помилует всех вас.

Прошу ваших святых молитв обо мне недостойном, о том, чтобы Господь укрепил меня в настоящем поприще поста и в возложенном на меня многотрудном служении Его Святой Цер­кви.

"Благодать Господа нашего Иисуса Христа со всеми вами. Аминь" (Рим. 16,24).

Русская мысль. 5.3.1993. С. 8