logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

190 Открытое письмо священников Николая Эшлимана и Глеба Якунина Патриарху Алексию (21. 11. 1965)

Авторы открытого письма 13.12.1965 г. отправили копии всем епархиальным архиереям РПЦ. 15.12.1965 г. они напра­вили заявление Председателю Верховного Совета СССР Под­горному, Председателю Совета Министров СССР Косыгину и Генеральному прокурору СССР Руденко.

Его Святейшеству, Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси, Алексию

от священников:

Николая Эшлимана, служащего в храме Покрова Пресвятыя Богородицы, что в Лыщиковом пер. г. Москвы,

Глеба Якунина, служащего в храме

Казанской иконы Божией Матери,

что в г. Дмитрове, Московской Епархии

"Камень, егоже небрегоша зиждущий,

сей бысть во главу угла: от Господа бысть сие,

и есть дивно во очесех наших" (Мф. 21, 42).

"Ночь прошла, а день приблизился: итак отвергнем

дела тьмы и облечемся в оружия света" (Рим. 13, 12).

Ваше Святейшество!

Плодом прилежных молитв, душевной борьбы и тяжких раз­думий явилось это письмо, с которым мы, принуждаемые хри­стианской совестью и пастырским долгом, сочли необходимым обратиться к Вам и в Вашем лице к общей Матери нашей – Русской Православной Церкви.

21 ноября 1944 года Вы произнесли духовной мудрости слова, к несчастью, оказавшиеся пророческими:

"...Церковное управление твердо дотоле, доколе мы остере­гаемся переступить через рубеж правил церковных; коль скоро переступим однажды по какому-либо произвольному рассужде­нию, то уж трудно будет определить, где тот предел, далее которого нельзя идти..."

И вот ныне горькой истиной, очевидной для всякого челове­ка, любящего Христа и Его Церковь, стало ясно то, что Русская Церковь тяжело и опасно больна, и болезнь Ее всецело оттого, что Церковная власть уклонилась от исполнения своего долга, отступив за тот предел, "далее которого нельзя идти".

I.

"...И на стенах твоих, Иерусалиме,

приставих стражи весь день и всю нощь,

иже до конца не премолкнут поминающие

Господа" (Исайя, 62, 6).

"Вы куплены дорогою ценою; не делайтесь рабами человеков" (1 Кор.7, 23).

Около двух тысяч лет назад прозвучали слова Господа нашего Иисуса Христа, установившего должное отношение между ре­лигиозной и гражданской жизнью человеческого общества: "...отдавайте кесарево кесарю, а Божие Богу" (Мк.12,17)...

В условиях безрелигиозного государства, когда Церковь заинтересована в строжайшем соблюдении принципа отделения Церкви от государства, существование специального органа, обеспечивающего осуществление этого принципа, с точки зре­ния Церкви вполне целесообразно, важно только, чтобы этот орган не искажал своих функций и не превышал своих полно­мочий.

Однако, за период 1957–1964 годов, под личным давлением Хрущева, допустившего "субъективизм и администрирование в руководстве", впоследствии осужденные Коммунистической партией и Советским правительством, Совет по делам Русской Православной Церкви коренным образом изменил свою приро­ду, превратившись из официального органа – посредника в орган неофициального и незаконного управления Московской Патриархии.

Ныне в Русской Церкви создалось такое положение, при котором ни одна сторона церковной жизни не свободна от активного административного вмешательства со стороны Сове­та по делам Русской Православной Церкви, его уполномочен­ных и местных органов власти, вмешательства, направленного на разрушение Церкви!

Благоговея перед таинственным величием Архипастырского сана, со страхом Божиим в сердцах своих, сознавая свое человеческое недостоинство, но тем не менее побуждаемые неодолимым требованием христианской совести, мы считаем своим долгом сказать, что подобное положение в Церкви могло сложиться лишь вследствие попустительства Высшей Церков­ной власти, которая уклонилась от своих священных обязанно­стей перед Христом и Церковью и в нарушение Апостольского завета явно "сообразовалась веку сему".

Сугубая вина Церковного Управления состоит в том, что оно пошло по пути подчинения неофициальным устным распоряже­ниям, которые, в нарушение гласного советского законодатель­ства, Совет по делам Русской Православной Церкви избрал средством систематического и разрушительного вмешательства в жизнь Церкви. Телефонные распоряжения, устный инструктаж, нигде не зафиксированные неофициальные соглашения – вот та атмосфера нездоровой таинственности, которая густым ту­маном окутала отношения Московской Патриархии и Совета по делам Русской Православной Церкви...

Длинный ряд фактов подтверждает каждый пункт наших обвинений.

1. Незаконная регистрация крестин и прочих треб

Можно ли представить себе, чтобы во дни апостольской проповеди, когда по слову первых учеников Христа крестились многие тысячи народа, перед совершением таинства избранные члены церковной общины, по соизволению апостолов, записы­вали всех желающих креститься, а затем передавали эти списки в руки римской или иудейской администрации?

Греховность такого помысла очевидна! Между тем, как это ни горько сказать, именно такое положение существует ныне в Русской Церкви и Ее пастыри циркуляром Вашего Святейшества от 22.12.1964 г. за № 1917127, принуждаются, долгом послу­шания архипастырскому слову, активно содействовать этому греху.

Безоговорочное подчинение существующему беззаконию, к чему призывает циркуляр, ставит пастыря в положение донос­чика на тех, кто вверил себя покровительству Матери-Церкви.

...Такой же незаконной регистрации подвергаются и другие требы: венчание, соборование и причастие на дому, отпевание.

Управлению Московской Патриархии известно, что акты ре­гистрации крестин и других церковных треб систематически просматриваются местными органами власти и, до недавнего времени, использовались антирелигиозниками для грубой трав­ли крестившихся, родителей, крестивших своих детей, венчав­шихся и т. д. Их "прорабатывали" по месту работы или учебы, подвергали "административному давлению", на них помеща­лись карикатуры наравне с пьяницами, развратниками и без­дельниками, их имена с нелестными комментариями склонялись в прессе и так далее...

Очевидно – повсеместная практика противозаконной реги­страции крестин и других церковных треб является неопровер­жимым свидетельством вмешательства Совета по делам РПЦ во внутреннюю жизнь Церкви и беспрекословного подчинения Московской Патриархии неофициальному устному диктату чи­новников-атеистов...

2. Массовое закрытие храмов, монастырей и церковных школ

...За последние сорок лет Русская Церковь пережила, два периода массового закрытия храмов. В первый раз это было во времена становления культа личности Сталина, второй раз – во времена правления Хрущева. За краткий период 1961– 1964 годов были закрыты тысячи православных храмов. Закры­ты вопреки желанию верующих, в нарушение гласного законо­дательства, без соблюдения предусмотренной законом процедуры.

Тяжкое бедствие постигло Русскую Церковь. Одна утрата следовала за другой: Глинская пустынь, древнейшая святыня земли Русской, Киеео-Печерская лавра, Свято-Андреевский собор, в котором почивали св. мощи великомученицы Варвары, кафед­ральный собор в Новгороде, Св. скит Почаевской Лавры, тысячи храмов Украины и Белоруссии, монастыри Закарпатья и Мол­давии, святые храмы России! Беда обрушилась и на очаги христианского просвещения: одна за другой были закрыты семинарии в Киеве, Ставрополе, Саратове, Волыни, Жировицах...

Пример такого епископа, как преосвященный Ермоген, ар­хиепископ Калужский, на архипастырской совести которого нет ни одного закрытого храма, показывает, что там, где епископ проявлял достаточно мужества и усердия в деле своей паствы, беззаконие отступало!

10000 закрытых храмов и десятки закрытых монастырей непререкаемо свидетельствуют о том, что Московская Патри­архия не исполнила своего долга перед Христом и Русской Церковью, ибо только заручившись молчанием высшего Цер­ковного Управления могли безбожники закрывать Божий храмы!

3. Фактическое прекращение треб на дому и панихид на кладбищах

...На основании этого законодательного установления128 пас­тыри Русской Церкви до последних лет имели возможность беспрепятственно совершать панихиды на кладбищах и требы на дому: молебны, освящения домов, парастасы и панихиды.

Примерно пять лет назад совершение треб на дому и пани­хид на кладбищах было фактически прекращено... В законах такого основания нет. Как и всегда в подобных случаях, пре­кращение треб на дому и панихид на кладбищах было следст­вием неофициального диктата уполномоченных Совета по делам РПЦ... Так, например, в Московской епархии при перерегист­рации духовенства в 1961–1962 годах всем священникам было предложено подписать негласное распоряжение Совета по делам РПЦ, предписывающее совершать требы на дому и пани­хиды на кладбищах только по разрешению местных властей (которое почти никогда не дается), причем уполномоченный Совета по Москве и Московской области Трушин выдавал священникам регистрационные справки только после того, как они расписывались в том, что будут выполнять это распоряже­ние. Важно отметить, что при этом "распоряжение" оставалось на руках у Трушина, а расписавшиеся священники не получали даже его копий...

4. Принудительное удаление детей от Церкви

...Идя навстречу религиозным потребностям детской души, чадолюбивая Мать – Православная Церковь всегда благослов­ляла практическое участие детей в храмовом богослужении...

Нет ни одного пункта советского законодательства, который не только запрещал, но хотя бы как-то ограничивал участие детей в церковной жизни...

Однако за последние годы в Русской Церкви установилась антиевангельская бессердечная и незаконная практика прину­дительного удаления детей от церковной жизни... За последние годы уполномоченные Совета по делам РПЦ путем устных распоряжений епископам, настоятелям храмов и старостам церковных советов запретили какое-либо участие детей и под­ростков до 18 лет в храмовом богослужении. Более того, во время великих церковных праздников милиционеры и дружин­ники зачастую вовсе не допускают христианскую молодежь в храмы...

5. Вмешательство "мирских начальников" в поставление духовенства

...В последние годы в Русской Церкви установилась такая практика, при которой ни одна хиротония во епископа, пресви­тера и диакона не совершается без неизбежной предваритель­ной санкции чиновников Совета пс делам РПЦ. Используя все те же испытанные методы негласного диктата, чиновники Сове­та всячески препятствуют рукоположению тех лиц, в которых Совет видит потенциальную силу, способную в дальнейшем противостоять беззаконным действиям безбожников, направ­ленным на разрушение Святой Церкви. Руководствуясь этим принципом, чиновники Совета производят тенденциозный отсев абитуриентов духовных учебных заведений, лицемерно прикры­ваясь заботой о благе Церкви, препятствуют рукоположению достойных ставленников, не имеющих духовного образования, не позволяют лицам, получившим высшее светское образова­ние, отдать свои силы на служение Святой Церкви и т. д.

Кроме того, Совет по делам РПЦ способствует проникнове­нию в ряды пастырей и дальнейшему продвижению по службе лиц, нравственно неустойчивых, маловерных, а иногда и вовсе беспринципных, способных служить злому делу – разложению Святой Церкви, а в подходящий момент и вовсе отречься от Христа...

II.

"...Поражу пастыря, и рассеются овцы стада" (Мф. 26, 31). "...А наемник не пастырь..." (Ин. 10, 12).

В апреле 1961 года Совет по делам РПЦ известил Священ­ный Синод Русской Православной Церкви о том, что Совет Министров СССР указал на необходимость внести надлежащий порядок в жизнь приходов, а именно в вопросе восстановления прав исполнительных органов церковных общих в части финан­сово-хозяйственной деятельности в соответствии с граждан­ским законодательством о культах.

Вместо того чтобы в ответ на пожелание об упорядочении действительно упорядочить жизнь приходов в духе воли Бо-жией, "благой, угодной и совершенной", недвусмысленно яв­ленной в Апостольских правилах и Соборных канонах, Священ­ный Синод, явно стремясь сообразовать "с веком сим" (Рим. 12,2), поспешно отозвался на это указание об упорядочении постановлением от 19 апреля 1961 года, которое внесло прин­ципиальное и, к несчастью, антиевангельское изменение в иерархическую структуру Святой Церкви – неприкосновенную сферу пастырства.

...Соборное Положение 1945 года и постановление 1961 года находятся в прямом противоречии, совершенно по-разно­му определяя положение священника на приходе и объем его пастырского служения.

Собор 1945 года видит пастыря отцом и главой прихода, имеющего попечение не только о литургической стороне цер­ковной жизни и благочинии причта, но и осуществляющего духовный контроль за административно-хозяйственной жизнью вверенного ему стада.

В противоположность этому Синодальное постановление, лишая священника административно-хозяйственного управле­ния приходом, фактически низводит пастыря до положения наемника, на договорных началах совершающего Богослужения и требы и находящегося в прямой зависимости от исполнитель­ного органа.

Практически это ведет к тому, что совет мирян не только освобождается от пастырского руководства, не только получает возможность оказывать на священника материально-админист­ративное давление, но и приобретает немыслимое в Христовой Церкви право по своему произволу увольнять своего духовного отца.

Разумеется, что такое положение в корне противоречит церковному учению о пастырстве...

Всякая попытка ограничить иерархическую власть в Церкви, передать ее в руки пасомых – действие антицерковное, анти­религиозное. Пастырская ответственность за стадо всеобъем­люща и включает в себя не только литургическую сторону церковной жизни, но и административно-хозяйственную, так как без активного контроля над этой сферой со стороны пастыря, он не может в полной мере следить за чистотой вверенной ему паствы, своевременно предупредить нестроения и охранять стадо от "волков и татей"...

Синодальное постановление нанесло по каноническому ог­раждению Церкви удар, открывая в нем свободный проход для вторжения антицерковных сил, и действие этих сил не замед­лило сказаться в самой активной форме. Итак, исполнительные органы церковных советов, избираемые и действующие без пастырского благословения, получив тем самым независимость от канонически правильной церковной власти епископа и свя­щенника, совершенно попали в подчинение местным граждан­ским властям и уполномоченным Совета по делам РПЦ...

Изложив картину бедственного положения Русской Церкви, естественно задать вопрос: каким образом это положение мог­ло возникнуть?..

Отвечая на эти вопросы, следует прежде всего указать на то, что в настоящее время в Русской Церкви есть ряд епископов и пресвитеров, которые сознательно служат беззаконию. Это те, кто стяжал недобрую славу усердных закрывателей право­славных храмов, те, кто любое распоряжение местного уполно­моченного почитает более евангельского слова и церковных канонов, это те, кто отлучает детей от Святого Причастия, кто ругается церковной святыне129, кто продавал своих братии, – те, кто вовсе потеряв страх Божий, помогают антирелигиозникам в их стремлении разрушить Святую Церковь...

Эта активная и все возрастающая группа "недобрых пасты­рей" делается сейчас главной опасностью для Русской Церкви.

Вторая немалая опасность заключается в том, что подавля­ющее большинство даже тех епископов и пресвитеров, которые недовольны нынешним положением Русской Церкви, молчат и своим тяжким молчанием способствуют его ухудшению...

Порочная "тактика молчания" противоречит тому, чему учит нас основополагающий пример святых апостолов и великих церковных исповедников... Полезно напомнить пастырям, пола­гающим, что они спасают Церковь, и то, что не мы слабые чада Ее – епископы, пресвитеры и миряне – спасаем Христову Церковь, а что Она, чадолюбивая наша Матерь, спасает нас, Церковь же спасает Христос!

...Распространенная в Русской Церкви фраза: "Надо мол­чать, не то снимут с регистрации" – есть порочное самооправ­дание, недостойное христианского пастыря. Не о сохранении регистрации должно помышлять священнику, а о хранении верности Христу и Церкви...

"Не сообразуйтесь с веком сим, но преобразуйтесь

обновлением ума вашего, чтобы вам познавать,

что есть воля Божия, благая, угодная и

совершенная" (Рим. 12, 2).

"Се ныне время благоприятно, се ныне день спасения" (2 Кор. 6, 2).

Ваше Святейшество!

Страждущая Церковь с надеждой обращает к Вам свои взоры.

В Ваших руках жезл первосвятительской власти. Единым Патриаршим словом Вы в силах прекратить беззаконие! Сде­лайте это!

Положите конец долее не терпимому вмешательству "кеса­реву" во внутреннюю жизнь Церкви! Восстановите канонические нормы церковной жизни...

Отдайте Богу – Божие, и кесарь сполна получит свое!

Ибо подлинно – интересы Церкви в гражданской сфере совпадают с интересами свободного и правового Государства.

Но только положив конец вмешательству "мирских началь­ников" в святую область, "Божия" Русская Церковь сможет нелицемерно и действенно послужить нашему Отечеству. Са­мим фактом своего свободного бытия Она будет свидетельст­вовать перед всем миром о том, что в нашей стране действи­тельно осуществляется священное право человека на религиозную свободу. Только такое свидетельство может иметь вес в глазах миллионов людей доброй воли во всех странах мира, и свидетельство это невозможно подменить ложью. Ибо никакие ухищрения Иностранного отдела Московской Патриар­хии, никакие интервью и "авторитетные" заявления, никакое участие русских архиереев в международных движениях не в силах -доказать того, чего нет – свободного бытия Русской Церкви.

Ваше Святейшество!

Пришло время услышать глас Божий!

... С каждым днем обостряется сознание нетерпимости даль­нейшего подчинения беззаконию; с каждым днем в Русской Церкви нарастает спасительная жажда очищения от той сквер­ны, которая накопилась в ней по вине церковной власти; с каждым днем углубляется в Церкви жажда подлинного собор­ного общения; наконец, с каждым днем в Церкви нашей нара­стает чувство ответственности за те души, которые, по вине пастырей Церкви, не просвещены евангельским словом и не­смотря на свою пробудившуюся религиозную жажду пребывают вне церковной ограды...

Ваше Святейшество!

Предвидя, что некоторые недобросовестные советники Ва­ши будут побуждать Вас ответить на наше искреннее письмо архипастырским прещением, мы хотим напомнить Вам величе­ственные слова нашего Господа:

"Если Я сказал худо, покажи что худо; а если хорошо, что ты бьешь Меня?" (Ин. 18, 23).

Грани. 1966. № 61. С. 122-167; Собрание документов АС. 722 (46С)