logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

342 [Интервью архиепископа Кирилла "Журналу Московской Патриархии"] (первая половина 1990)

Газета "Литературная Россия" в № 1 за 1990 год сообщила о возникновении в Москве "общины Русской зарубежной ("Кар­ловацкой") Церкви". Эта община якобы имеет своего священ­ника, совершает богослужения и просит официальной регист­рации. Среди интеллигенции раздаются пожелания открыть в СССР карловацкое подворье. Не могли бы Вы прокомментиро­вать эти факты с канонической, исторической, политической точек зрения? Что Вы намерены предпринять в направлении установления диалога между Московским Патриархатом и Рус­ской зарубежной Церковью?

– Болью в сердце каждого сознательного члена нашей Церкви отзывается послереволюционное разделение, под кото­рым нет богословского и даже, строго говоря, канонического основания. Главные причины – политическая реальность и те различные ответы на нее, которые исходили от иерархов, ос­тавшихся здесь и уехавших туда. Я не сторонник того, чтобы строго судить наших отцов ни по одну, ни по другую сторону политической границы. Время от времени у одних появляется желание чернить представителей нашей эмиграции, у других – иерархов, которые остались на родине. Я считаю безнравствен­ным судить тех, кто не может нам ответить, судить с высоты минувших десятилетий и из ситуации, радикально отличной от той, что вызвала разногласия. Миссия нашего поколения дол­жна заключаться в том, чтобы исцелить этот конфликт, ликви­дировать раскол в Русской Церкви.

Именно поэтому я сдержанно отношусь к идее создания приходов Русской зарубежной Церкви на территории Советского Союза, пока сохраняется между нами разжигание. Такие приходы, не желая того, могут явиться причиной для углубления раскола. Я убежден что иерархия зарубежной Церкви вне зави­симости от ее отношения к иерархам Русской; Церкви Москов­ского Патриархата не желает новых разделении, могших осла­бить православное свидетельство в нашей стране, прошедшей через период судьбоносных перемен.

...В отношении зарубежной Церкви есть пример история, происшедшая нынешней зимой в Суздале. Случился конфликт канонического порядка между епископом и священником. И что же: от группы мирян из Суздаля идет телеграмма в Синод; если не переведете архиерея, мы уйдем в зарубежную Церковь...

Глубоко убежден, что общей целью как Московского Патри­архата, так и зарубежной Церкви является укрепление Право­славия на нашей многострадальной земле. Время раздоров и пререканий прошло. Нужно всем верным чадам Церкви трудить­ся сообща, не углубляя, а преодолевая разногласия. И, говоря так, я имею в виду не только зарубежную Церковь, но и всех, кто борется друг с другом здесь, внутри нашей Церкви "пра­вых" и "левых", "формалов" и "неформалов", мирян и духовенство, молодых и пожилых.

С точки зрения Московского Патриархата, нет никаких про­блем в установлении официальных контактов между Русской Православной и Русской зарубежной Церквами, и мы ничем не обуславливаем установление этих контактов. Со стороны наших зарубежных братьев есть некоторые условия. Их можно было бы обсудить. Думаю, что политическая ситуация в стране этому благоприятствует:: наше государство становится иным, меняют­ся его взаимоотношения с Церковью, многое меняется и в самой Церкви...

ЖМП. 1990. № б С. 17