logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

343 Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви Заграницей (16.5.1990)

Волею Божиею, часть единой Российской Церкви в 1920 году оказалась, в результате кровавой революции, за предела­ми родины, где тридцать четыре епископа, во главе с митропо­литом Киевским Антонием, основали Русскую Православную Церковь Заграницей. Паствой нашей Церкви явились беженцы со всех концов России. Таким образом, наша Церковь сущест­вует семьдесят лет. Теперь в нее влились многие инославние христиане, принявшие православную веру. В основание Зару­бежной части Российской Церкви положены церковные каноны, определения Всероссийского Собора 1917–1918 годов и указ Святейшего Патриарха Тихона от 1920 года. Высшая власть принадлежит Собору Епископов, которые управляют Церковью самостоятельно. Но эта временная автономия не разодрала нешвенного хитона Тела Христова.

Русские пастыри и паства за границей всегда оставались неразрывной, духовно-единой ветвью Матери-Церкви, распятой на кресте слугами антихриста, восставшими на Христа и Цер­ковь Его. Вдали от родины, отрезанной от нас железным зана­весом, мы жили величием мученического подвига верных сынов Церкви, переживали скорби Матери-Церкви, как свои, радуясь ее радостями и молясь горячо за страдальцев на родине...

Наши епископы являлись частью епископата Российской Церкви, никогда не отделяя себя от него. Они возносили за богослужениями имя Святейшего Патриарха Тихона до дня его кончины. Затем имя законного, в силу определения Собора 1917–1918 годов, Местоблюстителя Патриаршего Престола, митрополита Крутицкого Петра, несмотря на многолетнее его заключение, до смерти в ссылке... В свою очередь и Святейший Патриарх и даже митрополит Сергий вначале считали нас сво­ими, писали нам за границу.

И вот, митрополит Сергий, будучи только Заместителем Местоблюстителя, неожиданно превышает свою власть, нару­шает единомыслие епископата, издает, без рассуждения всех и вопреки мнению подавляющего большинства иерархов, свою декларацию о единстве интересов Церкви и безбожного прави­тельства. Старейшие иерархи – митрополиты Петр и Кирилл Казанский – осудили этот акт и прервали общение с митропо­литом Сергием.

Заграничная часть Российской Церкви последовала их при­меру. Собор Архиереев (Окружное послание от 9 сентября 1927 года) постановил: "Свободная часть Российской Церкви пре­кращает административные сношения с Московской Церковной Властью (митрополитом Сергием и его Синодом), ввиду невоз­можности нормальных сношений с нею и ввиду порабощения ее безбожной властью, лишающей ее свободы в своих волеизъ­явлениях и свободы канонического управления Церковью".

Таким образом, раскол в епископате Российской Церкви создал митрополит Сергий. Одни (большинство) пошли путем мученичества, другие – вынужденного соглашательства.

В первые же месяцы легализованного властями церковного управления, начались беспримерные расправы с несогласными, с большинством епископата. Непреклонных дерзновенно, не имея на это никакого права, митрополит Сергий увольняет на покой, запрещает единолично в священнослужении, что дало властям основание для предания их суду, заключения в тюрьмы, лагеря и ссылки, где умирали они мучениками за Возлюбившего их.

Такая расправа с епископатом привела к почти полному уничтожению его. Митрополиту Сергию пришлось восстанавли­вать заново иерархию. Последние, спасшиеся от разгрома, ушли в катакомбы, то есть нелегальное существование. Несок­рушимые катакомбные христиане, отрицающие полностью со­временную Московскую Патриархию, несмотря на страшные и беспощадные преследования, милостью Божиею, существуют во множестве и в наши дни, не имея, увы, единого Священно­началия.

Свободная Русская Церковь осталась духовно и благодатно с мучениками и исповедниками, прославляя их подвиг, видя в нем славу и победу Церкви, в мрачные и кровавые дни разгрома ее.

Бережно храня память о мучениках, желая подражать подви­гу их (в не всегда легких условиях жизни за границей), Собор русских архиереев, сознавая долг свой перед Матерью-Цер­ковью, поддержанный священнослужителями и верующими в России, сделал то, что не могли сделать на родине, прославил со святыми всех Новомучеников и Новых Исповедников, вверяя молитвам их судьбу Церкви и России...

Теперь, когда (бережно созданный) железный занавес начи­нает разрушаться, мы имеем возможность встречаться и непос­редственно общаться с братьями и сестрами на родине и радоваться их непоколебимости и твердости в вере и любви ко Христу. Благодать Божия укрепляет их и посрамляет безбожни­ков.

Верим и исповедуем то, что в храмах Московской Патриар­хии, в тех из них, в которых священник горячо верит и искренно молится, являясь не только "служителем культа", но и пастырем добрым, любящим своих овец, по вере приступающих, подается в таинствах спасительная благодать. Немногочисленны эти хра­мы на необъятных просторах Русской Земли.

Храмы катакомбных христиан, братьев наших, в которых совершают богослужения священники, сохранившие канониче­скую преемственность от принявших мученические венцы, ис­тинных архипастырей Церкви, еще более малочисленны и не­доступны широким массам верующих.

...Обращаются к нам священники и верующие из России с просьбой покрыть их омофором, дать им благодать. Пастырская совесть говорит нам, что мы не только можем, но и должны помочь им, испытывая каждый раз причины, побудившие их обратиться к нам. Однако приступаем мы к этому своему новому служению с большой осторожностью, возлагая надежду на помощь Божию, ибо невозможное человеку возможно Богу. Не знаем мы еще насколько демократизировалась советская власть и насколько реальна перестройка.

Мы же, со своей стороны, готовы протянуть руку нуждаю­щимся в нашей помощи, если благословит Бог.

Создадим ли мы этим раскол в Церкви, как думают и говорят некоторые?.. Они, очевидно, забыли или не знают того, что раскол в Российской Церкви создан уже шестьдесят три года тому назад, митрополитом Сергием и его последователями.

Страшные последствия декларации Московская Патриархия не изжила и в наши дни, потеряв внутреннюю свободу Церкви, грубо нарушая 30-е апостольское правило и продолжая оста­ваться на пагубном пути даже теперь, когда во всех слоях общества освобождаются от грехов, лжи и лицемерия прежних десятилетий.

В свое время в церковное управление Московской Патриар­хии влились бывшие обновленцы, они внесли модернизм и чрезмерное увлечение экуменизмом.

Стоит перед нами и следующий вопрос: может ли иерархия Русской Православной Церкви Заграницей иметь своих еписко­пов в России, на русской земле? Мы думаем и верим, что не только может, но и должна. Ведь русская земля не является для русских епископов территорией чужой автокефальной Церкви. Огромны просторы России, в которых миллионы верующих остаются без священников, без благодатного окормления. Мы получаем множество писем от верующих, исстрадавшихся без духовной пищи, в которых они умоляют нас дать им священни­ков. Подобно нищему, они просят дать им хлеба духовного и, можем ли мы в их протянутые к нам руки положить камень безразличия и равнодушия? Да не будет! Наш долг сделать все возможное, чтобы удовлетворить их духовный голод.

Московская Патриархия, очевидно, не может сделать этого и потому не имеет права воспрепятствовать нам.

Никто не знает, что ждет еще нашу родину, какие перемены произойдут в ближайшее время в ее жизни. Пока открыта только щель, возможно временно, и мы должны воспользоваться ею, а остальное в руках Божиих, ибо Бог наш – Бог, творящий чудеса. Да будет Его святая воля.

Председатель Архиерейского Собора Митрополит Виталий. 3/16 мая 1990г.

Вестник Германской епархии РПЦ Заграницей.

1990. № 4. С. 1-2