logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

162 "Там, где бездействует клуб". Письмо в редакцию117 (8. 9. 1954)

Солнечное утро. На току колхоза "Новая жизнь" золотой горой высится обмолоченный хлеб. Рядом стоит колхозная трехтонка. Шофер и весовщик насыпают в мешки зерно.

К току подходит председатель колхоза Яков Игнатьевич Родин.

– Почему вдвоем работаете? Где остальные люди? – удив­ленно спрашивает он.

– В Фирюлеве сегодня освящение храма, – отвечает весов­щик, – там чуть ли не весь колхоз собрался.

Так председатель и уходит ни с чем.

Многочисленные "престолы" и другие церковные праздники только в нашем колхозе отрывают от дела десятки рабочих рук... И не только пожилые колхозники ходят в церковь и отправляют религиозные обряды. Попали под религиозное вли­яние многие юноши и девушки. Почему же они, родившиеся и выросшие в наше, советское время, ходят в церковь?

Представьте, что вы находитесь в селе Фирюлеве. Вечер. Кончился трудовой день. Юноши и девушки вернулись с полей, нарядно оделись, вышли на улицу. Куда пойти? Народ тянется к центру села. А в центре его – обнесенная красивой оградой, обсаженная густыми деревьями, стоит свежеокрашенная цер­ковь. Из открытых окон доносится пение хора. Может быть, зайти ненадолго, послушать?

Постойте, скажет читатель. Почему же церковь? Почему не идет молодежь после работы в библиотеку, в клуб?

Можно пойти и в клуб... Серенький, невзрачный домишко. Если вы заглянете внутрь, то увидите картину полной запущен­ности... И невольно по вечерам молодежь тянется к церковной ограде. Зайдет юноша или девушка в церковь просто так, из любопытства, кругом все крестятся. Ну, возьмет и он перекрестится или приложится к кресту. А с церковной кафедры доно­сятся фразы о небесном царстве, о мирской суете, об искуп­лении грехов. Слова для новичка незнакомые. "Надо будет и завтра прийти, дослушать о мирской суете", – думает он. А за вторым посещением идет третье, четвертое. Дальше – больше. Начинается соблюдение обрядов, празднование "престолов". И вот, смотришь, некогда любопытствующий в "ильин день" или "успенье" уже не выходит на работу. А таких "дней" много, и убыток, приносимый и колхозу и колхозникам религиозными праздниками, принимает огромные размеры.

Чуть ли не каждый день проводится в селе церковная служба или читается проповедь. А вот антирелигиозная работа не ведется совсем...

Инициаторами культурно-просветительной работы на селе должны выступать комсомольцы. К сожалению, этого нельзя сказать о комсомольцах нашего колхоза. Больше того, такие комсомольцы, как Сдобное, Федина, Почивалова, сами посе­щают церковь, соблюдают религиозные обряды. Комсомоль­ская организация равнодушно, безучастно относится к этим молодым людям. Секретарь первичной организации колхоза Егор Пронин, например, заявляет:

– Я сам в церковь не хожу, а у других своя голова на плечах есть.

Комсомольская Правда. 8.9.1954