logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

241 Православие и русская культура: вымыслы и действительность [статья проф. А. Ипатова к 1000-летию Крещения Руси] (июнь 1985)

...Большие надежды антисоветчики всех мастей возлагают на подготовку и проведение крупных юбилеев – таких, как 1000-летие "крещения Руси" и 2000-летие христианства. Взят курс на реабилитацию религии, возвеличение ее роли в разви­тии общества и культуры...

Получается, что цивилизация на Руси обязана своим разви­тием христианизации, что культурно-историческое наследие на­родов нашей страны – религиозное наследие...

Эмигрантская печать (ежеквартальник "Русское возрожде­ние", издаваемый "Юбилейной комиссией по подготовке праз­днования 1000-летия крещения русского народа при архиерей­ском синоде русской православной церкви за границей", "Православная Русь" и др.), используя в антисоветских целях подготовку к 1000-летию русской православной церкви, настой­чиво повторяет все те же идеи о решающей роли христианства в судьбах русского народа, в развитии его культуры, которая якобы и родилась-то в самой православной церкви... Юбилей русской православной церкви карловчане и украинская нацио­налистическая эмиграция пытаются использовать для того, что­бы объединить вокруг себя всех русских и украинцев за рубе­жом и от их имени поддерживать антикоммунистические акции империалистической пропаганды...

Несомненна роль православной церкви в укреплении древ­нерусского государства. Будучи "наиболее общим синтезом и наиболее общей санкцией" феодального строя, православие на Руси представляло собой не только религиозный институт, но и выполняло государственно-политические, административно-судебные функции...

Однако позитивные акции церкви в нерелигиозной сфере вовсе не означают позитивной роли ее религиозной деятельно­сти. Там, где церковь выполняла свои мировоззренческие фун­кции, ее деятельность всегда была реакционна и нередко вы­ливалась в инквизиторство.

Вот почему необходимо четко разграничивать мировоззрен­ческую, идеологическую функцию церкви от ее деятельности в нерелигиозной сфере. Исходить из этого принципа следует и при рассмотрении таких проблем, как распространение на Руси грамотности, развитие литературы, живописи, архитектуры и тому подобное. Православие приписывает себе особые заслуги в развитии этих сфер культуры. Конечно же, церковь распрост­раняла грамотность, но лишь постольку, поскольку заниматься этим заставляли ее собственные богослужебные потребности...