logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

3. Схизма "Живой Церкви" и обновленческое движение

Столкновения из-за изъятия церковных ценностей имели последствия и внутри самой Церкви: оппозиционные и оппортунистические силы в Церкви, недовольные тем, что, с одной стороны, на Поместном Соборе 1917–1918 годов не были приняты определенные нововведения ("де­мократизация" Церкви, то есть отказ от монархического принципа, олицетворяемого Патриархом; избираемый и женатый епископат, сокращенная литургия на русском языке, выделение большего времени для проповеди), а с другой – что позиция Патриаршей Церкви по отношению к большевикам слишком непреклонна и даже реакционна, воспользовались столкновениями, чтобы отмежеваться от нее. "Обновленцы" предложили Советской власти сотруд­ничество, чем она охотно воспользовалась как возможно­стью ослабить, а может быть и уничтожить, Патриархат расколом. Не секрет, что все обновленческое движение вплоть до высшего руководства, отколовшееся от Патри­аршей Церкви, было пронизано сотрудниками государст­венных органов.

Патриарх Тихон был посажен под домашний арест 9.5.1922 года за "контрреволюционную" позицию, в частности по вопросу сдачи священных церковных ценно­стей; фактически же он был полностью изолирован от окружающего мира. 12.5.1922 года Патриарха посетили священники А. В. Введенский (будущий глава "Живой Церкви"39 и В. Д. Красницкий и потребовали его отставки и созыва Поместного Собора. Патриарх отказался от этого унизительного требования и назначил митрополита Ярос­лавского Агафангела (Преображенского) своим Местоблюстителем, с тем чтобы тот мог взять на себя полномочное управление Церковью, но власти не пустили митрополита Агафангела в Москву. Несколько дней спустя к Патриарху вновь явилась группа священников опять-таки во главе с Введенским и Красницким и под предлогом неотложных текущих дел потребовала для себя полномочий для их завершения до прибытия в Москву митрополита Агафангела. Впоследствии эта группа, за которой стояло несколько епископов, представляла дело так, как будто Патриарх передал ей служебные дела Патриархата и администра­тивную власть. Они узурпировали церковную власть, основали Высшее Церковное Управление, во главе которого поставили епископа Антонина (Грановского) и епископа Леонида (Варненского). Высшее Церковное Управление де факто стало органом обновленческих группировок.

События в Москве – арест Патриарха, учреждение Высшего Церковного Управления и так далее – вызвали в стране смятение и замешательство как среди верующих, так и духовенства, поэтому обновленцы в течение некоторого времени имели значительное число прихожан, тем более что обновленческая Церковь пользовалась всяческой поддержкой большевиков вплоть до передачи ей большого количества храмов (Док. 58, 59). В 1923 и 1925 годах состоялись соборы обновленцев, названные ими "Всероссийскими Поместными Соборами". Подъем обнов­ленчества был приостановлен прекращением судебного процесса над Патриархом Тихоном и его освобождением (25.6.1923 г.). Постепенно духовенство и миряне вернулись в Патриаршую Церковь, что в значительной мере было связано со стремлением Патриарха Тихона и его наслед­ников найти то(1и5 ушепсН с советской властью. Придя к выводу, что обновленческая схизма не удалась, соответст­вующие советские органы лишили обновленческую Церковь поддержки. Террор сталинского времени в одинаковой степени поразил как обновленцев, так и последователей Патриаршей Церкви. Последние остатки обновленцев в середине 40-х годов вернулись в лоно Матери-Церкви.

Для придания большего авторитета обновленческой Церкви, включавшей различные группировки и выдавав­шей себя за наследницу Патриаршей Церкви, государст­венные органы разрешили ей созыв съезда, названный обновленцами "Вторым Всероссийским Поместным Собором Православной Российской Церкви" (после Собора 1917–1918 гг.). Этот "Собор" имел целью провести на основе революционных принципов такое преобразование церков­ной жизни, которое Патриаршая Церковь в своей "контр­революционной" позиции отвергала.

Патриарх Тихон был представлен на "Соборе" предво­дителем всех противников советской власти, лишен сана и монашества (называли его исключительно "гражданином Белавиным"); Патриаршая Церковь была заклеймлена как оплот реакции. "Собор" объявил не имеющим силы анафематствование, которому Патриарх Тихон подверг виновников большевистских злодеяний (7.11.1918); "Со­бор" постарался показать свою лояльность советской власти ("советская власть государственными методами одна во всем мире имеет цель осуществить идеалы Царства Божия", Док. 64). Восстановление патриаршества в 1917 году осуждено как контрреволюционный акт и отменено как "несоборное". Епископам, как и белому духовенству, разрешается брак, допускается также второбрачие и священнослужение священникам, женатым на вдовах и разведенных. В связи с признанием брачного епископата отрицается монашество в его прежней форме и благослов­ляются братства христианско-трудовых общин.

Обновленцы использовали поддержку большевиков, что­бы представить себя всему миру как истинную Православ­ную Церковь в России. Так как Патриаршая Церковь имела только ограниченные возможности общения с заграницей, обновленцам удалось вначале получить при­знание со стороны Западных Церквей и даже древних Восточных Патриархатов (Док. 69-70).