logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

281 [Из определений Поместного Собора Русской Православной Церкви. Улучшение условий для церковной жизни] (7–8.6.1990)

Освященный Поместный Собор Русской Православной Цер­кви, созванный для избрания Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси и проходивший в Троице-Сергиевой Лавре 7–8 июня 1990 года, определяет:

1. Вознести благодарственные молитвы Богу, по воле Кото­рого настоящий Поместный Собор избрал нового Предстоятеля Русской Православной Церкви Святейшего Патриарха Москов­ского и всея Руси Алексия.

2. Возблагодарить в Троице славимого Бога Отца и Сына и Святого Духа за совершенное по Его благой воле церковное прославление святого праведного Иоаннна Кронштадтского Чу­дотворца.

Поручить Комиссии Священного Синода по канонизации святых иметь особое попечение о подготовке материалов к канонизации мучеников, пострадавших за веру в годы гонений, обрушившихся на нашу Церковь в XX веке.

...8. ...Выразить глубокое удовлетворение в связи с откры­тием в последние годы нескольких тысяч православных прихо­дов. Призвать архипастырей, пастырей и весь церковный народ содействовать дальнейшему развитию этого процесса, с тем чтобы количество приходов пришло в соответствие с потребно­стью паствы Русской Православной Церкви, составляющей ны­не десятки миллионов верующих.

9. Признать важнейшей задачей архипастырей, пастырей и всего церковного народа организацию во всех приходах кате­хизического обучения взрослых и детей; выразить радость в связи с началом деятельности воскресных школ и признать насущно необходимой общецерковную заботу об их повсеме­стном открытии.

10. Призвать чад Церкви к жертвенности в делах милосердия и благотворительности, к щедрой и деятельной помощи боль­ным, увечным, престарелым, беженцам, лишенным крова, ма­лоимущим, сиротам, вдовам и заключенным.

11. Выразить общецерковную радость о возрождении мона­стырей, в которых в течение десятилетий царило запустение. Поместный Собор возносит молитву благодарности Богу за возобновление монашеской жизни во многих мужских и женских монастырях и призывает церковный народ на воссоздание обителей – православных святынь и очагов христианской ду­ховности.

12. В связи с увеличением числа приходов возросла суще­ствовавшая и ранее нехватка священно- и церковнослужителей. Особое значение поэтому приобретает подготовка духовенства, которая должна стать первостепенной заботой Церкви. В духов­ных школах зреет ее завтрашний день. С удовлетворением отмечая расширение сети духовно-учебных заведений, Поместный Собор признает необходимым дальнейшее развитие сис­темы церковного образования, в частности, увеличение числа семинарий, -открытие духовных училищ в каждой епархии, воз­обновление Киевской духовной академии, возможное учрежде­ние духовных академий в иных местах, создание иконописных школ.

13. Ввиду крайней нужды церковного народа в изданиях Священного Писания, в богословской, религиозно-назидатель­ной, катехизической, житийной и церковно-исторической лите­ратуре, в изданиях святоотеческих творений, считать важней­шей задачей Комиссии по вопросам издательства и церковной печати при Священном Синоде и Издательского отдела Мос­ковского Патриархата издание такой литературы значительным тиражом. Необходимо также расширить выпуск церковной пе­риодики. Оказать поддержку учреждению печатных органов при духовных академиях и в епархиях. В связи с постоянно возра­стающей нуждой Церкви в расширении издательской деятель­ности изыскать возможность создания собственной полиграфи­ческой базы и церковной типографии.

...19. ...Осуждая проявление насилия сталинского режима по отношению к греко-католикам и всякое вмешательство светских властей во внутри церковную жизнь, Поместный Собор считает недопустимым возвращение к подобным же методам ныне в отношении к православным. История показала, что через госу­дарственное вмешательство, насилие, попрание законных прав верующих, как православных, так и униатов, невозможно решить сложную проблему отношений между этими двумя общинами.

...21. С великой скорбью Собор обсудил действия украин­ских раскольников-автокефалистов, нарушивших церковный мир в Западной Украине.

Как известно, Священный Синод Русской Православной Церкви 13 ноября 1989 года своим постановлением за учинение церковного раскола в Львовской епархии лишил заштатного епископа Иоанна Боднарчука священного сана и монашества.

Однако, несмотря на церковные прещения, б. епископ Иоанн продолжал свою антиканоническую деятельность, направлен­ную на отторжение православной паствы на Украине от Мате­ри-Церкви. С грубым нарушением существующих канонов практически единолично им были "рукоположены" новые "еписко­пы". Последние деяния раскольников, предпринятые с целью придать расколу видимость значительной церковной организа­ции, лишь усугубили разделение, а вместе с ним и изоляцию раскола от Вселенского Православия.

...23. Благоприятные изменения в жизни нашей страны, которые происходят в последние годы, создание нормальных правовых условий для осуществления Русской Православной Церковью ее богозаповеданной миссии... открывает путь к уврачеванию разделений с нашими единоверными соотечест­венниками за рубежом. Поскольку причины, вызвавшие эти разделения, ныне утрачивают свою актуальность, то появилась реальная возможность на преодоление так называемого карловацкого раскола. Но именно в этот момент епископат Русской зарубежной церкви, отвергая церковно-канонический путь при­мирения с Матерью-Церковью, предпринял шаги к сеянию сму­ты и нового раскола уже на территории нашей Родины среди православных чад Русской Православной Церкви...

24. Поместный Собор с сожалением отмечает наблюдающи­еся в разных епархиях случаи нарушения церковной и канони­ческой дисциплины со стороны мирян и духовенства. Собор осуждает публичные выступления отдельных церковных или околоцерковных людей, которые от лица Церкви высказывают мысли, не только не разделяемые Церковью, но и сеющие рознь в православной пастве.

25. Освященный Поместный Собор возносит горячую молит­ву благодарности Богу за успешное завершение своих деяний и выражает упование на Его промыслительное попечение о Русской Православной Церкви, которая под омофором ее но­воизбранного Предстоятеля Патриарха Московского и всея Ру­си Алексия будет идти спасительным путем исполнения Святой воли Божией и" служения людям.

ЖМП. 1990. № 9. С. 6-7