logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

252 Обращение глав и представителей Церквей и религиозных объединений в ссср к религиозным деятелям и пастве [по поводу 70-й годовщины Октябрьской революции] (16.12.1987)

Дорогие братья и сестры!

Мы, Главы и представители Церквей и религиозных объеди­нений в Советском Союзе, по приглашению Святейшего Патри­арха Московского и всея Руси Пимена, собрались 16 декабря .1987 года в Троице-Сергиевой Лавре на нашу традиционную встречу, история которых насчитывает несколько десятилетий, что позволило нам приобрести большой опыт совместного служения на благо нашего общества и для созидания мира и справедливости в отношениях между народами...

Мы хорошо знаем, какой огромный и сложный путь прошла наша страна за истекшие семь десятилетий. На этом пути были крутые подъемы и спады. Верующие люди в полной мере разделяли со всем народом и радость великих побед и горечь невосполнимых утрат...

Мы знаем, с каким пристальным вниманием восприняло человечество первый в истории мировой цивилизации опыт социалистического строительства в нашей стране... И теперь, спустя 70 лет после Октября, взоры мировой общественности по-прежнему обращены к нашей Родине, в которой ныне про­исходят подлинно революционные изменения...

С глубоким удовлетворением мы свидетельствуем, что про­цесс перестройки оказывает положительное влияние также и на развитие жизни Церквей и религиозных объединений страны, создает более благоприятную атмосферу для осуществления ими своей миссии.

Размышляя об этой миссии, мы отмечаем, что ее духовная сущность неизменна, но формы осуществления определяются обстоятельствами времени, особенностями религиозных запро­сов нашей паствы. Средоточием нашей религиозной деятель­ности являются пастырские задачи. Вместе с тем с ними связано исключительно важное направление в нашей деятель­ности – служить углублению вовлеченности верующих в про­цесс перестройки...

МЦВ. 1988. № 4

253 Утверждая свободу совести [статья К. Харчева, председателя Совета по делам религий, по поводу 70-летия принятия СНК РСФСР декрета "Об отделении церкви от государства и школы от церкви"158] (январь 1988)

...Семьдесят лет нашей истории свидетельствуют, что пар­тия и государство, руководствуясь ленинскими принципами, проводили в целом верный курс в отношении религии, церкви и верующих, сохраняя тем самым единство граждан с матери­алистическим и религиозным мировоззрением. Верующие, как и неверующие, активно участвовали и в строительстве социа­лизма, и в защите его завоеваний в гражданской войне и от интервентов, в Великой Отечественной войне и в послевоенном возрождении...

Негативные явления тридцатых годов: культ личности, нару­шения законности, произвол и репрессии – отрицательно ска­зались и на проведении политики в отношении религии, церкви и верующих. Поддержку и оправдание находили волюнтарист­ские, административно-командные, запретительно-ограничи­тельные меры. Результатом было массовое и необоснованное закрытие молитвенных зданий, произвол в отношении служите­лей культа, игнорирование законных прав верующих и их рели­гиозных чувств, о чем сегодня нельзя вспоминать без горечи. Разрыв между реальной религиозной обстановкой и лакирован­ным представлением о ней имел место в годы застоя.

...В условиях демократизации все яснее говорится о пробле­мах функционирования церкви в социалистическом обществе, ликвидируется ряд "завалов" на пути обеспечения подлинной свободы всем гражданам. Заметно активизировалось участие религиозных организаций в борьбе за мир. в движении за сохранение историко-культурного наследия...

Известия. 26.1.1988

254 Религия и перестройка [из сокращенной записи доклада председателя Совета по делам религий К.С. Харчева на встрече с преподавателями ВПШ] (конец марта 1988)

...В настоящее время в Советском Союзе тенденции к сни­жению религиозности нет. Каждый год производится миллион отпеваний, это 20–30% покойников, а отпевание, по моему мнению, наиболее достоверный показатель религиозности, так как при жизни человек врал из-за боязни потерять работу. 30% младенцев крестят. Раньше была практика: при крещении тре­бовать паспорт. Это давало возможность партийным работни­кам находить крещенных по паспортным данным и администра­тивными методами воздействовать на верующих. Эта практика предъявления паспортов в церкви не согласуется даже с зако­нодательством 1929 года. И вообще, поскольку Церковь в законодательном порядке отделена от государства, то никакой церковный документ недействителен в государственных инстанциях, равно как гражданский документ, удостоверение лично­сти, паспорт и пр. недействителен в церкви. Сейчас практику предъявления паспортов в церкви, по нашей инициативе, отме­нили...

...И встают вопросы, что партии выгоднее – верующий в Бога, ни во что не верующий или верующий и в Бога, и в коммунизм. Я думаю, что из двух зол выбирают меньшее. По Ленину, партия должна держать под контролем все сферы жизни граждан, а так как верующих никуда не денешь и каша история показала, что религия всерьез и надолго, то искренне верующего для партии легче сделать верующим также и в коммунизм. И туг перед нами встает задача: воспитание нового типа священника. Подбор и постановка священников – дело партии!..

Наибольших успехов в контроле над религией и в подавле­нии ее инициативы мы достигли в среде священников и епи­скопов РПЦ. Сначала это радовало, а сейчас это грозит обер­нуться непредвиденными обстоятельствами.

Несмотря на то что деятельность РПЦ контролируется и ограничена и ее инициатива не вызывает опасений (хотя, впро­чем, даже у забитой дворняжки терпение не безгранично), беспокойство вызывает усиление других конфессий...

Раньше мы давили РПЦ и не сдерживали сектантов, так как боялись, что они уйдут в подполье и мы окончательно потеряем над ними контроль. Но ведь католики, протестанты, баптисты, евангелисты, адвентисты и многие другие имеют центры и органы управления вне досягаемости советской власти, и по­тому их бурный рост чреват непредсказуемыми последствиями.

Партия заинтересована в новом типе русского священника. Сейчас священники часто ничем не связаны со своим прихо­дом, они и родом из других мест, часто даже другой нацио­нальности. Приезжает такой один раз в неделю на приход на машине, отслужит литургию и был таков, и знать больше ничего не хочет. Многим это даже нравится, ведь они ни за что не отвечают: ни за паству, ни за деньги, ни за ремонт храма. Уполномоченный при выдаче лицензии предупреждает: «Пол­учай свои 350 рублей и чтоб ни во что свой нос не совал!» Что там творится на приходе, ни священник, ни уполномоченный, ни партия не знают. А ведь 70% верующих – это не шутка. И их никуда не денешь, как-то надо с ними работать и на них воздействовать...

Можно сделать вывод, что идет интенсивный процесс про­никновения Церкви в государственную политику. И давайте смотреть трезво: по нашей воле или против, но религия входит в социализм, и даже не входит, а въезжает, как по рельсам. И так как власть полностью принадлежит нам, то, я думаю, в наших силах направить эти рельсы в ту или иную сторону в зависимости от наших интересов...

Я не за сращивание Церкви и государства. Сейчас основная задача – это реальный контроль Церкви в политике партии. У нас в Совете по делам религий всего 60 человек, и мы не в состоянии объять ни теоретические, ни практические вопросы.

...Сейчас в Москве, да и вообще в крупных городах, катаст­рофически не хватает низшего медперсонала в больницах – обычных нянечек. Только в Москве не хватает 20 тысяч. Цер­ковные деятели обратились с просьбой разрешить им деятель­ность милосердия. Что делать: разрешить или не разрешить? Разрешить, пусть выносят «утки»? А как при этих условиях будет выглядеть политический и моральный образ коммуниста, если умирающий человек будет умирать с мыслью, что советская власть не может ему «утку» подать? Мы не можем разрешить сейчас благотворительную деятельность еще и потому, что за это сразу же возьмутся католики (всем известная мать Тереза уже предлагала свою помощь), протестанты, баптисты, адвен­тисты. Православная же Церковь находится в таком забитом состоянии, что в данный момент ресурсами на подобную дея­тельность не обладает...

РМ. 20.5.1988. № 3725