logo
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

54 Из первого номера журнала "Живая Церковь" (май 1922)

Церковь и жизнь

С изданием декрета об отделении церкви от государства православная церковь получила наибольший простор свободе совести.

Четырехлетняя революция вскрыла ряд ненормальностей, ряд ошибок, ряд извращений древнего апостольского учения.

На публичных диспутах были подняты животрепещущие воп­росы, бывшие доселе в строгом запрещении. Они сделались предметом больших рассуждений в церковном обществе. Ряд судебных процессов церковников вскрыл всю гниль старого синодско-бюрократического строя.

Жизнь требует реформы.

Последний, долго длившийся "процесс 54-х"42 в связи с изъятием ценностей вскрыл еще больше отрицательных сторон церковной формы как пережитка старого бюрократического строя. Церковь была ведомством православного исповедания. Она удалилась от истинной и святой идеи первохристианской церкви...

Довольно молчать! Наступил момент, когда православный русский народ ждет решающего голоса церкви.

По вине старого бюрократического иерархического строя взаимоотношения между православной церковью, руководимой старыми ставленниками бывших правящих классов, и советским государством стали абсолютно невозможными. Обнаружено мо­ральное банкротство церковных ныне существующих порядков Всякий дальнозоркий сын церкви должен собственными усили­ями иметь гражданское мужество и решительность, принять меры к спасению и торжеству православной церкви при помощи поместного собора, основной задачей которого должна быть выработка постановления о положении православной церкви в Советской Республике, о ее конституции и ее руководстве...

Да воскреснет Христос в сердцах неверующих! Да возгорит­ся огонь любви и братства! Да поможет Бог в нашем пути! Да здравствует "Живая Церковь"!

Священник С. Калиновский.

Православная Церковь и Советская Россия

Чем была церковь в царской России? Конечно, официально она называлась господствующей цер­ковью, архиереи жили в громадных домах, одевались в дорогие рясы, кушали прекрасные обеды, разъезжали в каретах – но какова была жизнь рядового священника и диакона, каково было положение самого епископа пред обер-прокурором Сино­да, пред губернатором, пред предводителем дворянства – каково было влияние церкви на жизнь народную и государст­венную?

Сдавленное монашеским деспотизмом, лишенное всякого самостоятельного свободного действия, православное духовен­ство было превращено в помещичьих слуг и государственных чиновников, выполнявших предписания старых правящих клас­сов, даже вопреки голосу своей совести.

Наша церковная жизнь замерла, свелась к одному исправ­лению богослужебных обрядов, церковная иерархия лишилась всякого влияния на жизнь общественную и государственную... Конечно, много скорбей принесли православная русская Церковь и православное духовенство Советской России...

С одной стороны – массы народные. С другой стороны – церковь, задавленная монашеским бюрократизмом и превра­щенная в орудие классового господства, не привыкшая к само­стоятельному свободному и откровенному действованию своих служителей и не выдвинувшая настолько широких людей, кото­рые обняли бы своим пастырским сердцем размах народной волны...

Православная церковь в лице высшей своей иерархии в годину величайшего народного бедствия вместо хлеба бросила камень холодного канона. Пролилась кровь у порога храмов...

Что же это за сыны церкви, для которых чужда ужасная голодная смерть миллионов верующих людей?..

Правильна ли позиция церкви по отношению к народной Советской власти? Не время ли пересмотреть отношения цер­кви и Государства и найти возможность общечеловеческого языка между этими великими стихиями русской народной жиз­ни? Несомненно, великая ответственность за сложившиеся от­ношения падает на иерархию православной церкви...

Высшие представители ее связали себя еще на Соборе с помещиками и капиталистами, воспользовавшись авторитетом патриарха для противодействия государственной политике Со­ветской власти и для поддержки и защиты классовых врагов Рабоче-Крестьянского правительства.

К церковному управлению должны подойти новые люди и найти в себе достаточно христианского самопожертвования, христианского незлобия и прощения, чтобы протянуть руку русской Революции, геройски борющейся со всем мировым капитализмом за экономическое возрождение России, за сво­бодную жизнь Рабоче-Крестьянского государства.

Нужен новый поместный Собор, который должен внести мир в жизнь измученной нашей Родины, сплотить всех верных чад ее и освятить своим благословением новую жизнь нашей Родины.

С этими задачами вступает в русскую жизнь наш журнал...

Москва, 5.5.1922. Священник В. Красницкий

ЖЦ. 1922. № 1. С. 1-2