logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

79 Послание Святейшего Патриарха Тихона [против "Живой Церкви"] (15.7.1923)

Более года, по обстоятельствам, всем известным, Мы были отстранены от Нашего пастырского служения и не имели воз­можности стоять лично у кормила правления, чтобы хранить освященные веками предания Церкви. Посему, как только на­ступили эти обстоятельства, в точном соответствии с постанов­лением Собора, установившего порядок Патриаршего управле­ния Российской Церковью, и с определением состоявшего при Нас Священного Синода от 7 ноября 1920 года, признали Мы за благо передать на время Нашего удаления от дел всю полноту духовной власти назначенному Нами Заместителю На­шему, митрополиту Ярославскому Агафангелу... Митрополит Агафангел изъявил согласие принять на себя возложенное Нами поручение. Но по причинам, от него не зависящим, он не мог приступить к выполнению своих обязанностей. Этим восполь­зовались честолюбивые и своевольные люди, дабы войти "во двор овчий не дверьми, а прелазя инуде" (Ин. 10, 1) и восхитить не принадлежащую им Высшую власть Православной Россий­ской Церкви.

5 (18) мая истекшего года к Нам, находившимся тогда в заключении на Троицком подворье, явились священники Вве­денский, Белков и Калиновский (недавно сложивший с себя сан) и под видом заботы о благе Церкви подали Нам письмен­ное заявление, в котором, жалуясь на то, что вследствие сложившихся условий церковные дела остаются без движения, просили Нас вверить им канцелярию Нашу для приведения в порядок поступающих в нее бумаг. Сочтя это полезным, Мы уступили их домогательствам и положили на их заявление следующую резолюцию:

"Поручается поименнованным ниже лицам, т.е. подписав­шим заявление священникам, принять и передать Высокопре­освященному Агафангелу по приезде его в Москву синодские дела при участии секретаря Нумерова". По силе этой резолю­ции, им было поручено лишь принять дела и передать их митрополиту Агафангелу, как только он приедет в Москву. О том, как должны поступить они с принятыми делами, если бы митрополит Агафангел совсем не явился в Москву, никаких распоряжений Нами сделано не было, потому что самой воз­можности этого Мы тогда не могли предвидеть, а на то, что они сами в таком случае должны были бы заменить митрополита и стать во главе Церковного Управления, в резолюции благосло­вения быть не могло, так как полномочия, связанные с саном епископа, не могут быть передаваемы пресвитерам. Тем не менее, эту резолюцию Нашу они объявили актом передачи им церковной власти и, согласившись с епископами Антонином и Леонидом, образовали из себя так называемое "Высшее Цер­ковное Управление". Чтобы оправдать это самочинное деяние, .они неоднократно и в печати, и на публичных собраниях утвер­ждали, что приступили к управлению Церковью по соглашению с Патриархом [Правда. 21.5.1922], что они составили Высшее Церковное Управление "согласно резолюции Святейшего Пат­риарха Тихона" [Введенский А. И., прот. Революция и церковь. С. 28] и "приняли из рук самого Патриарха высшее управление церкви" [Живая Церковь. № 5. С. 9]. На собрании 12 июня 1922 года по поводу предложения одного священника не про­водить в жизнь никаких церковных реформ иначе, как с благо­словения Патриарха, председатель этого собрания епископ Антонин заявил: "Так как Патриарх Тихон передал свою власть высшему Церковному Управлению без остатка, то нам нет надобности бегать за ним, чтобы брать у него то, чего в нем уже не имеется" [Известия. 16.6.1922].

Ныне же торжественно и во всеуслышание с сего священного амвона свидетельствуем, что все эти столь решительные заявления их о соглашении с Нами и о передаче Нами прав и обязанностей Патриарха Российской Церкви Высшему Церковному Управлению, составленному епископами Антонином и Ле­онидом, священниками Введенским, Красницким, Калиновским и Белковым, – не что иное, как ложь и обман, и что перечис­ленные лица овладели церковной властью путем захвата, само­вольно, без всяких установленных правилами нашей Церкви законных полномочий. На таковых Святая Церковь изрекает строгие прещения...

И как же воспользовались они незаконно захваченной вла­стью? Они употребили ее не на созидание Церкви, а на то, чтобы сеять в ней семена пагубного раскола; чтобы лишить кафедр православных епископов, оставшихся верными своему долгу и отказавших им в повиновении; чтобы преследовать благоговейных священников, согласно канонам церковным не подчинившихся им; чтобы насаждать всюду так называемую "Живую Церковь", пренебрегающую авторитетом Вселенской Церкви и стремящуюся к ослаблению церковной дисциплины...

Всем этим они отделили себя от единого тела Вселенской Церкви и лишились благодати Божией, пребывающей только в Церкви Христовой. А в силу этого, все распоряжения не имею­щей канонического преемства незаконной власти, правившей Церковью в Наше отсутствие, недействительны и ничтожны54, а все действия и таинства, совершенные отпавшими от церкви епископами и священниками, безблагодатны (и не имеют си­лы)55, а верующие, участвующие с ними в молитве и таинствах, не только не получают освящения, но подвергаются осуждению за участие в их грехе.

Сильно терзалось сердце Наше, когда доносились до Нас смутные известия о церковных нестроениях, возникших в Цер­кви после Нашего отстранения... Но Мы ничем, кроме келейной молитвы, не могли содействовать умиротворению Церкви и уничтожению в ней этой пагубной распри, пока не получили свободы. Ныне же, выйдя из стен заключения и ознакомившись подробно с положением церковных дел, Мы снова восприемлем Наши первосвятительские полномочия, временно переданные

Нами Заместителю Нашему митрополиту Агафангелу... Тех же, которые волею или неволею, ведением или неведением поползнулись в настоящем веке лукавствия и, признав незаконную власть, отпали от церковного единства и благодати Божией, умоляем сознать свой грех, очистить себя покаянием и возвра­титься в спасающее лоно единой Вселенской Церкви...

Смиренный Тихон,

Патриарх Московский и всея России.

Москва, Донской монастырь. 1923 г. Июля 2 (15) дня.

Русские вести. Сентябрь 1923 г № 356;

Наш руский православный Патриарх. С. 19-22;

Послания Патриарха Тихона. С. 113-118