logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

Русская Православная Зарубежная Церковь – Свободная Русская Православная Церковь

Неожиданная и быстрая реализация свободы вероиспо­ведания привела к расколам не только на Украине, но и в других частях бывшего СССР, где представлен Москов­ский Патриархат. В свободной стране случаются церковные расколы. Они появляются тогда, когда все возможности для диалога и дискуссий исчерпаны и отсутствует общая платформа. Однако в стране, где Церковь в течение более семи десятилетий была задавлена до предела, где все ее протесты и инициативы подавлялись силой, неожиданная свобода заведомо должна была вызвать хотя и понятные, но во многом сомнительные результаты из-за отсутствия привычки обсуждать спорные точки зрения (так как в советских условиях не могла развиться культура спора).

Поэтому иногда раздоры в православных приходах, разногласия между настоятелем и группами прихожан, личные ссоры ведут к приходским расколам. Тем более, что с 1990 года существует альтернатива – подчинение Русской Православной Зарубежной Церкви.

Это не значит, что расколы никогда не имели серьезного основания. Для некоторых прихожан причиной создания нового прихода и перехода под юрисдикцию Русской Зарубежной Церкви могли быть личность и образ жизни епископа или священника Московского Патриархата. В других случаях это могли быть политические взгляды епископа или священника или предположение об их сотрудничестве с КГБ. Известны случаи ухода из Патри­архии, вызванные ссорой священника со своим епископом. В общем, личные причины часто имели решающее значение для возникновения раскола. Если, например, в большинстве приходов бывшей Омской и Тюменской епархии произошли расколы, то это, видимо, в меньшей степени связано с развитым политическим сознанием верующих, но в большей степени – с личностью управлявшего ею иерарха, архиепископа Феодосия (Протсюка).

У Зарубежной Русской Православной Церкви в бывшем Советском Союзе была хорошая репутация – ведь она по праву считалась хранительницей старых русских церковных традиций и десятилетиями без дипломатических ухищрений и компромиссов осуждала преступления, совершавшиеся в СССР по отношению к Церкви. Русская Православная Зарубежная Церковь осмеливалась делать это в то время, когда почти все западные Церкви старались иметь хорошие отношения с СССР и поэтому молчали о нарушениях прав человека и репрессиях против Церкви и даже проявляли учтивость к самым одиозным епископам РПЦ, связи которых с государственной властью были хорошо известны. РПЗЦ говорила правду, несмотря на то что за это она была изолирована Московской Патриархией с помощью Всемирного Совета Церквей.

Первый уход из Московской Патриархии, привлекший к себе внимание мировой общественности, осуществил архимандрит Валентин (Русанцов), считавший, что его архиерей Валентин (Мищук) несправедлив по отношению в нему. Он с частью прихода перешел под омофор Зарубежной Церкви и был рукоположен во епископы 10.2.1991 года в Брюсселе. Иногда мотивом перехода в другую юрисдикцию являлось предположение конкретного духовного лица, что в Московской Патриархии ему невозможно сделать соответствующую его представлениям карьеру, боязнь остаться в низкой должности, в то время как переход в Зарубежную Церковь сулит повышение.

Положение катакомбных Церквей еще неясно. Как известно, существует много групп, что было неизбежно при подпольной жизни. Одни признают одного епископа, другие – другого, у третьих вообще нет епископов, четвертые установили тесные связи с Зарубежной Цер­ковью, которая рукополагала им епископов. Существование в катакомбах всегда связано с отсутствием порядка, групповщиной и расколами. Поэтому об отношении Зару­бежной Церкви к подпольным группировкам в начале 90-х годов нельзя сказать ничего определенного14.

Катакомбным иерархом явился епископ Лазарь (Журбенко), в 1981 году тайно рукоположенный только одним епископом Варнавой (Прокофьевым) Каннским Русской Зарубежной Церкви. Вокруг него группируются предста­вители разных катакомбных объединений. По некоторым сведениям, он обслуживает более 50 приходов на Кубани, Северном Кавказе, в Белоруссии и на Украине, большин­ство из которых, однако, не находится под омофором Зарубежной Церкви. Епископ Валентин (Русанцов), руко­положенный в начале 1991 года в Брюсселе, служил поначалу викарным епископом при Лазаре (Журбенко), возведенном в 1990 году Зарубежной Церковью в сан архиепископа с титулом Тамбовского и Обоянского.

К концу 1992 года произошло некоторое разъединение, в том смысле, что бывшие катакомбные приходы с обоими иерархами, Лазарем и Валентином, покинули Зарубежную Церковь и образовали так называемую Свободную Русскую Православную Церковь. Священный Синод в Нью-Йорке, однако, отверг в 1994 году попытки обоих иерархов представить Свободную РПЦ как автономную часть Зарубежной Церкви и таким образом снова войти под ее омофор.

Однако новосозданные приходы и приходы, образован­ные отделением от патриарших, остались частью Зарубеж­ной Церкви. Их обслуживает епископ Варнава (Прокофьев) Каннский, который время от времени посещает приходы в России.

Не все иерархи, не все священники и миряне Зарубежной Церкви на Западе следуют линии Священного Синода в Нью-Йорке, который еще в начале 90-х годов решительно отказался от сближения с Патриархом (Док. 343, 344) – будто бы в Московском Патриархате ничего не изменилось с 1988 года. Во всяком случае, руководство Русской Зарубежной Церкви ждет, иногда настойчиво требуя рассмотрения прошлого некоторых иерархов Пат­риархата, пока Священный Синод в Москве не продемон­стрирует воли к очищению, которая, например, могла бы выразиться во временном отстранении лиц, обвиняемых в тесных связях с КГБ.