logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

69 Послание Священного Синода [обновленцев] всем Восточным Патриархам (сентябрь 1923)

...Сообщаем вам кратко пережитое нами за это время.

Наш б. святейший патриарх Тихон, не по интригам, а силою вещей, благодаря своим непростительным ошибкам, политиче­ским и церковным, 12 мая 1922 года потерял власть. Грубое, открытое вмешательство его в политику принесло море слез, страдания и горя всей русской земле. Самовластное, gод конец единоличное и совсем незаконное, управление церковными делами привело к полному потрясению устоев всей нашей церковной жизни. Благодаря недальновидной политике патри­арха, многие из лучших наших архипастырей, пастырей и мирян преждевременно или умерли, или оставили свое служение цер­кви. Церковная жизнь, без надежных руководителей и надлежа­щего руководства, пришла почти в анархическое состояние...

Когда корабль церковный... остался без кормчего, неболь­шая группа духовных лиц, состоящая из епископов, пресвите­ров и мирян, твердо взяла церковный руль в свои руки. Что пришлось перенести этим кормчим в течение одного только года управления, чтобы... сгладить социальную неправду... вос­становить сношения с гражданской властью... об этом скажет правдивое слово беспристрастная история.

В настоящее время наш церковный корабль уже недалеко от тихой, безмятежной пристани. Собор 1923 года в значительной мере умиротворил взволнованные умы. Ныне наши обновлен­ческие группы принципиально признали делом первой необхо­димости полное примирение и наша церковь по-прежнему есть "Российская Православная Церковь", покоящаяся на незыбле­мом основании Священного Писания и Священного Предания... Восстанавливается сношение со всеми Восточными Православ­ными Церквами, а также с православными управлениями церк­вей, находящихся во всех странах света. В Москве снова открывается Православная Академия, по местам – пастырские школы, организован Учебный Комитет, издательский комитет, хозяйственное управление. Монашество реформируется на ос­нове преданий древних лучших святых обителей. Возбуждено ходатайство о возращении пострадавших архипастырей и пастырей к служению. Восстановлено сношение с гражданской властью, которое ныне дает нам возможность улучшить соци­альное и материальное положение духовенства и весь наш церковно-общественный быт. Церковные реформы будут про­изводиться только соборным путем, на незыблемом основании Священного Писания, Священного Предания и материалов, дав­но уже разработанных нашими лучшими архипастырями и зна­менитыми учеными, общественными деятелями в предсоборном совещании (см.: Церковные Ведомости с 1906 г.) и принятых к проведению в жизнь через Собор.

Успокоенная в значительной степени наша церковная жизнь месяц тому назад подверглась новому тяжелому испытанию. Бывший патриарх Тихон, освобожденный до суда из-под аре­ста, несмотря на полное лишение его Собором 1923 года, состоявшим из 73 архипастырей, 500 пресвитеров и мирян, прав священнослужения, начал открыто служить в храмах и раздирать снова хитон Христов. Около него начали собираться или темные люди, или явно вожделеющие возврата прежнего гражданского правления, или даже злонамеренные, или, нако­нец, совсем недальновидные. Всякий благоразумный человек ясно видит и понимает, что эта затея патриарха кончится снова применением ко всем определенной гражданской меры. Тихон покаялся в первой половине своих ошибок, предъявленных ему, когда признал открыто перед всем миром Советскую власть. Пусть также открыто он признает и вторую половину своих ошибок, предъявленных ему (полное расстройство всех церков­ных дел), и обратится ко всем, от архипастыря до мирянина, со словами покаяния, просьбою о прощении и примирении со всеми. Только тогда наша церковная жизнь может умиротво­риться и церковный корабль совсем войдет в тихую покойную жизнь.

Если слабовольный старец со своими немногими приспеш­никами не поймет этого и будет продолжать раздирать хитон Христов, мы встретим это мужественно и выйдем победителями...

Председатель священного синода Евдоким, митрополит Одесский и Херсонский [следуют еще подписи 11 иерархов, 6 священников и 2 мирян].