logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

70 Послание Святейшего Патриарха Тихона

Константинопольскому Патриарху Григорию VII по вопросу о внутрицерковных делах в России (июнь 1924)

Его Святейшеству, архиепископу Константинопольскому, Но­вого Рима Вселенскому Патриарху Григорию VII.

...В инструкции членам миссии одним из главных пунктов является пожелание Вашего Святейшества, чтобы я, как Все­российский Патриарх, ради единения расколовшихся и ради паствы пожертвовал Собою, немедленно удалившись от управ­ления Церковью, как подобает истинному и любвеобильному пастырю, пекущемуся о спасении многих, и чтобы одновремен­но упразднилось, хотя бы временно, Патриаршество, как родив­шееся во всецело ненормальных обстоятельствах, в начале гражданской войны, и как считающееся значительным препят­ствием к восстановлению мира и единения. Дается и опреде­ленная инструкция комиссии, на какие течения она в своих работах должна опираться.

Прочитав указанные протоколы, Мы немало смутились и удивились, что представитель Вселенской Патриархии, глава Константинопольской Церкви, без всякого предварительного сношения с Нами, как с законным представителем и главою всей Русской Православной Церкви, вмешивается во внутрен­нюю жизнь и дела автокефальной Русской Церкви. Священные Соборы (см. 2-е и 3-е правила II Вселенского Собора и др.) за епископом Константинопольским... признавали и признают первенство перед другими автокефальными Церквами чести, но не власти.

Помним и то правило, что, "не быв приглашены, епископы да не приходят за пределы своея области для рукоположения или какого-либо другого церковного распоряжения". А потому всякая посылка какой-либо комиссии без сношения со Мною, как единственно законным и православным Первоиерархом Русской Православной Церкви, без Моего ведома не законна, не будет принята русским Православным народом и внесет не успокоение, а еще большую смуту и раскол в жизнь и без того многострадальной Русской Православной Церкви.

Последнее только будет в угоду нашим схизматикам обновленцам, вожди которых, ныне стоящие во главе так называемо­го (самозванного Священного Синода, как бывший Нижегород­ский архиепископ Евдоким [Мещерский] и др., запрещены Мною в священнослужении и за учиненную смуту, раскол, незаконный захват церковной власти объявлены, впредь до раскаяния, находящимися вне общения с Православной Цер­ковью.

Вместе со всею массою русских православных верующих, со всею Своею паствою сомневаюсь и очень, что Ваше Святей­шество, как заявляете, "изучили точно течение русской церков­ности", сомневаюсь потому, что Вам не угодно было ни разу обратиться к Нам за документальными объяснениями того, кто же подлинный и настоящий виновник смуты и раскола. Весь русский православный народ давно сказал свое правдивое слово как о нечестивом сборище, дерзновенно именующем себя Собором 1923 года, так и о несчастных вождях обновлен­ческого раскола. Народ не со схизматиками, а со своим закон­ным и православным Патриархом.

Позволительно усумниться и в предлагаемой Вашим Святей­шеством мере умиротворения Церкви – моего удаления от управления Церковью и хотя бы временного упразднения само­го Патриаршества на Руси. Не умиротворит это Святую Цер­ковь, а народит новую смуту, принесет новые скорби и без того многострадальным верным Нам архипастырям и пастырям. Не честолюбие или властолюбие заставило Нас снова взять крест патриаршего служения, а сознание Своего долга, подчинение воле Божией и голос верного православию и Церкви епископа­та.

Последний, получив разрешение на собрание, еще в июле прошлого года соборным голосом осудил обновленцев как схизматиков, а ко Мне обратился с просьбой стать снова во главе Русской Православной Церкви и быть Ее кормчим до того момента, когда Господу Богу угодно будет даровать мир Церкви голосом Всероссийского Поместного Собора и засвидетельст­вовать перед всем миром нашу правду.

Неверен взгляд Вашего Святейшества и, очевидно, навеян врагами Православной Церкви, и по части возникновения, пра­вильности восстановления Патриаршества в России и необхо­димости его упразднения, хотя бы временного.

...Всякий, кто явится к Нам, если пожелает беспристрастно, без предвзятых идей и определенных заданий, познакомиться с положением церковных дел в России, изучить появление, рост и жизнь так называемого обновленческого раскола, встретит с Нашей стороны благожелательное отношение, если он явится к Нам, как к законному главе Русской Православной Церкви. Желания и надежды благочестивого народа СССР одни: да дарует Господь Русской Православной Церкви мир, да приведет Господь в ограду Церкви отошедших от Нее и от Нас, как законного главы Православной Русской Церкви. И Мы, и Наша паства верны и Церкви Божией, и родному Православию, и нашему правительству...

Вашего Святейшества, возлюбленного о Христе брата Тихон, Патриарх Московский и всея России46.