logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

В) Украинская Православная Церковь – Московский Патриархат

В октябре 1990 года Архиерейский Собор РПЦ принял решение предоставить украинскому Экзархату РПЦ статус административно независимой Церкви и именовать ее – "Украинская Православная Церковь" под омофором Мос­ковской Патриархии. Причиной для этого решения стал тот факт, что многие миряне РПЦ, особенно в Западной Украине, либо перешли к униатам, либо в процессе национального возрождения начали переходить в автоке­фальную Церковь, придавшую себе национальный вид. Глава УПЦ, бывший Экзарх митрополит Киевский Фила­рет, до 1990 года, то есть в течение 24 лет, проводил московскую, значит русскую, а не украинскую, церковную политику. Авторитарное назначение главы Украинской Православной Церкви поставило под сомнение искренность заявлений Московской Патриархии о том, что в своих епархиях на Украине она намерена допустить свободное развитие, соответствующее украинским интересам. Еще более сомнительное впечатление складывается и оттого, что Московское церковное управление во главе этой Церкви поставило человека, соединяющего в себе все отрицательные качества епископа советского времени: коррупцию, сотрудничество с КГБ и недуховный образ жизни.

Поэтому нет ничего удивительного в том, что новый более свободный статус бывшего украинского Экзархата РПЦ не остановил переход национально мыслящих укра­инских православных в другие украинские Церкви.

Еще в июне 1992 году Архиерейский Собор УПЦ избрал новым первоиерархом, митрополитом Киевским и всея Украины, митрополита Ростовского и Черкасского Влади­мира (Сабодана, род. 1935 на Украине) – это тот иерарх, который на Поместном Соборе 1990 года, будучи одним из кандидатов на избрание новым патриархом, собрал немногим менее голосов (143), чем митрополит Ленинг­радский и Новгородский Алексий (161) – будущий Патриарх. Некоторые иерархи новых неканонических церковных образований на Украине внимательно наблю­дают за медленным, но, кажется, настойчивым и упорным стремлением УПЦ к получению полной канонической независимости от Матери-Церкви. Автокефалия этой Цер­кви, предоставление которой ждут от РПЦ, могла бы успокоить и нормализовать церковное положение на всей, и особенно на Западной, Украине.

Хотя так называемую УПЦ Киевского Патриархата, с бывшим митрополитом Филаретом (Денисенко) как заку­лисным руководителем, поддерживает украинский прези­дент Леонид Кравчук, УПЦ – Московский Патриархат (более 5000 приходов) гораздо значительнее Киевского Патриархата (на всей Украине до 2000 приходов – данные 1994 года).

338 [Из документов Архиерейского Собора Русской Православной Церкви. Предоставление независимости Украинской Православной Церкви] (25-27.10.1990)

Определение об Украинской Православной Церкви

Архиерейский Собор под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия в составе 91 иерарха (6 отсутствовали по болезни) рассмотрел и всесторонне обсудил Обращение Украинской Православной Церкви о предоставлении ей независимости и самостоятельности в уп­равлении...

Тщательно изучив и всесторонне обсудив просьбу Синода и епископата Украинской Православной Церкви, Архиерейский Собор определяет:

1. Украинской Православной Церкви предоставляется неза­висимость и самостоятельность в ее управлении.

2. В связи с этим наименование "Украинский Экзархат" упраздняется.

3. Предстоятель Украинской Православной Церкви избира­ется украинским епископатом и благословляется Святейшим Патриархом Московским и всея Руси.

4. Предстоятель Украинской Православной Церкви носит титул "Митрополит Киевский и всея Украины".

5. Митрополиту Киевскому и всея Украины в пределах Укра­инской Православной Церкви усвояется титул "Блаженнейший".

6. Митрополит Киевский и всея Украины имеет право ношения двух панагий и предношение креста во время богослужения.

7. Синод Украинской Православной Церкви избирает и по­ставляет правящих и викарных архиереев, учреждает и упразд­няет, епархии в пределах Украины.

8. Митрополит Киевский и всея Украины, как предстоятель Украинской Православной Церкви, является постоянным членом Священного Синода Русской Православной Церкви...

ЖМП. 1991. №2.0.2