logo search
(ХХ век) Герд Штриккер_Материалы по истории Рус

354 Чекисты... В рясах [разговор корреспондента "АиФ" с о. Г. Эдельштейном] (август 1991)

...В течение 5 последних лет о, Глеб Якунин и я много раз говорили и писали о засилии КГБ в Церкви. Но наши иерархи упорно отрицали это или отмалчивались. Заявление владыки Кирилла165 особенно ценно, потому что он является руководителем Отдела внешних церковных сношений – учреждения, кото­рое кагэбэзировано полностью, начиная с председателя и кон­чая швейцаром...

Вопрос. ...Можете ли вы назвать имена, о которых допод­линно известно, что они работают на КГБ?

Ответ. Допустим, я назову вам сейчас имена пятерых людей. И гнев читателей обрушится именно на этих пятерых. Но это не значит, что остальные не виноваты в том же. Ведь до сих пор каждый второй священнослужитель – это явный или тайный сотрудник Комитета госбезопасности. Я не знаю священника, с которым бы сотрудники КГБ не беседовали. Подтверждением тому являются слова бывшего председателя Совета по делам религий К. Харчева: "Ни одна кандидатура епископа, тем более высокопоставленного, тем более члена Священного Синода, не проходила без утверждения ЦК КПСС и КГБ".

Вопрос. А себя вы относите к той второй половине священ­ников, которые не имели контактов и не сотрудничали с КГБ?

Ответ. Ну почему. Я имел контакты с КГБ. Когда я служил в г. Кадникове Вологодской области, ко мне регулярно приходил сотрудник местного УКГБ. На первой встрече он сразу спросил: "Вы мне подписку о сотрудничестве дадите?" Я говорю: "Нет". – "Ну хорошо, мы будем встречаться только для беседы".

Он расспрашивал меня об отце Глебе Якунине, который тогда находился в заключении, об известных правозащитниках о. Димитрии Дуд ко, о. Николае Эшлимане. Кроме того, воло­годский архиепископ Михаил несколько раз говорил мне, что имеет контакты с органами госбезопасности, что к нему регу­лярно приходит начальник местного отдела КГБ. Да и сам архиепископ частенько бывал там.

Вопрос. Что еще интересовало сотрудников КГБ?

Ответ. Все, что связано с жизнью церковного прихода. Например, мои доходы. Они так и говорили: "Расскажи честно, как на духу, сколько ты зарабатываешь и сколько кладешь в карман". Доходов у каждого священника всегда много. Более того, если ты послушный, охотно сотрудничаешь, то тебя "на­градят": переведут в богатую церковь, где будешь зарабатывать не 150-200 рублей, а раз в 5-10 больше...

Вопрос. В чем вы видите выход для Церкви? И есть ли он?

Ответ. Сказать правду и покаяться во лжи. Необходимо разрушить систему всеобщей взаимосвязи в доносительстве. Она – наш единственный враг.

Вопрос. Сегодня вы берете на себя смелость откровенно рассказывать о тех безобразиях, которые творились и творятся в Церкви. Но почему вы молчали раньше?

Ответ. Говорят, что диссидентами не рождаются, их делала наша система. Не буду рассказывать о всех своих мытарствах. Расскажу только о двух фактах. 20 лет мне не давали возмож­ности стать священником. Когда же им наконец стал, то спустя некоторое время за мое "воспитание" взялся Вологодский об­ластной уполномоченный Совета по делам религий: "Не было такого случая, чтобы я с мятежным попом не справился. Будешь вот здесь на коврике рядом с моим креслом стоять на коленях и просить у меня ручку поцеловать".

Что же касается моего "молчания", то о безобразиях в Церкви я стал открыто говорить еще в 1980 году, а первые мои публикации в печати (поначалу, увы, только в зарубежной) появились в 1987 году.

АиФ. 1991. № 36